Найти тему
О здравоохранении

Какие изменения в уголовном законодательстве ожидают российских медиков

Нечасто медики и представители СК дают совместные пресс-конференции. Участники этой не скрыли противоречий и споров. Повод скандальный — рабочая группа Следственного комитета РФ и Национальной медицинской палаты готовит предложения о внесении в Уголовный кодекс специальных статей, предусматривающих наказание для медицинских работников за преступления, связанные с оказанием медицинской помощи. «У нас самих еще много вопросов и нет единогласия, — сообщил президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль. — Мы сегодня утром, когда готовились к пресс-конференции, обсуждали это у себя на аппаратном совещании палаты. Вы бы послушали, какие были нервы — настолько это все для нас серьезно».

Какие изменения в уголовном законодательстве ожидают медиков? Публике представили черновые варианты сразу трех статей УК. Статья 124.1 о ненадлежащем оказании медицинской помощи вследствие нарушения медицинским работником своих профессиональных обязанностей, если это повлекло тяжкий вред здоровью или смерть человека, предусматривает штраф или лишение свободы — до двух (за тяжкий вред здоровью человека или плода), до пяти (если действия врача повлекли по неосторожности смерть человека) и до семи лет (если действия врача повлекли смерть двух и более лиц).

Статья 124.2 предусматривает наказание за изменение медицинской документации или биологических материалов человека. То есть, за фальсификацию. Рабочая группа будет обсуждать предложения Следственного комитета — штраф в 300 тысяч рублей или лишение свободы до 3 лет для обычных врачей и штраф в миллион рублей и лишение свободы до 5 лет для руководителей медицинских учреждений.

Статья 235 в новой редакции будет предусматривать уголовную ответственность лиц, которые занимаются медицинской практикой, предоставляя поддельные дипломы о медицинском образовании.

Отношение членов рабочей группы к новациям разное. По поводу статьи 124.2 решение было практически единодушным. А вот статья 124.1 вызвала горячие споры. «Есть вопросы, есть разногласия, — сказал Леонид Рошаль. — Мне лично 124.1 не нравится. Есть неопределенность в том, как она сформулирована. Врачей судить уголовно, сажать в тюрьму можно только за умышленные, подчеркиваю — умышленные преступления». «Нынешнее изложение статьи позволяет в очень широком поле привлекать врачей к уголовной ответственности», — сказано в распространенном на пресс-конференции заявлении президента НМП.

«Медицинская ошибка не подлежит уголовной ответственности, — считает профессор кафедры уголовного права Всероссийского университета юстиции Антонина Чупрова. — В статье 124.1 речь идет о грубом нарушении, о медицинской халатности, когда медики идут на нарушения, не предвидя, хотя должны были бы предвидеть, крайне негативные последствия для пациента».  «Следственный комитет за врачебные ошибки никогда привлекать к уголовной ответственности не будет, — пообещал заместитель руководителя главного управления криминалистики Следственного комитета Анатолий Сазонов. — Здесь речь шла о врачебных ошибках и преступлениях, совершенных медицинскими работниками. Между двумя этими понятиями огромная разница».

Правда, пока юридического определения врачебной ошибки не существует, вопрос о ее природе придется каждый раз решать в зале суда. «Как определить, была ли совершена медицинская ошибка, если нет такого юридического понятия? — спрашивает медицинский юрист Иван Печерей. — Кто будет давать оценку? Эксперт, судья, следователь?»

Еще один спорный момент статьи 124.1 — указание на плод в качестве пациента в утробе матери начиная с 9 недель беременности. «Насколько общество созрело для того, чтобы плод самостоятельно фигурировал в уголовной статье?» — говорит председатель совета Российского общества неонатологов Дмитрий Дегтярев. «Я лично очень боюсь, что завтра из профессии уйдут акушеры и акушерки», — поддержал его Леонид Рошаль.

В общем, споры будут продолжены. «То, что вы читаете, — проект, над которым мы еще будем работать, — обратился к журналистам Леонид Рошаль. — Мы будем благодарны и вашему мнению, и обращаемся к вашим читателям. Пожалуйста, подключайтесь! Вопрос же не закрыт. Это не окончательный вариант, но это предмет для разговора. Он обостренный, этот предмет для разговора. И наша совместная работа по согласованию с председателем Следственного комитета будет продолжена. Мы выступаем за широкое общественное обсуждение предложений по этому вопросу».

Если уж обсуждать, то не все понимают, зачем в УК вообще нужна специальная статья, наказывающая врачей за халатность. «В законодательстве и сейчас есть конструкция, которая позволяет выполнить главную задачу — декриминализировать медицинскую деятельность как таковую», — считает Иван Печерей. Конечно, хотелось бы узнать, что по этому поводу думает Минздрав. Но ни одного его представителя на пресс-конференции почему-то не было. А жаль — именно установки и требования Минздрава ведут к фальсификации медицинской статистики (об этом здесь и здесь), и значит, толкают множество врачей в уголовную сферу. Недавно группа медиков написала петицию против вынужденных приписок при диспансеризации. Конечно, количество жалоб на врачей в следственные органы за последнее время выросло в три раза. Но для того, чтобы улучшить моральную обстановку в здравоохранении, не только новации в УК нужны.

Источник: Алла Астахова. Блог о здравоохранении

Facebook / Telegram  / Twitter VKontakte / Личное здоровье / Почитать

Подписаться на еженедельную рассылку новостей сайта 

Об авторе 

О сайте

Хотите поддержать качественную медицинскую журналистику?

-2