Писал имам маликитов своего времени Мухаммад ибн Мухаммад аль-Хаттаб аль-Магриби аль-Малики (902 – 954 г.х.):
«Сказал аль-Карафи (аль-Малики, 626 – 684 г.х.):
«Я видел слова шейха Такыюддина ибн ас-Саляха (аш-Шафии, имам мухаддисов, шейх уль-Ислам, 577 – 643 г.х.), смысл которых в том, что таклид положено делать именно за этими четырьмя имамами, помимо других, поскольку их мазхабы распространились и стали развернутыми, так что прояснились в них ограничения безусловных фраз, конкретизации обобщений, условия ответвлений. И если они высказали некое постановление без пояснений, то пояснения найдены в другом месте. А что касается других, то от них передаются голые фатвы, и может быть так, что у их мнений есть свои дополнения, ограничения, конкретизации (которые не дошли). Если будет достигнута точность в границах значения слов кого-либо из них, то возможно будет делать за ними таклид, без уверенности (в том, что это на самом деле их мнение) в отличие от тех четырех».
И сказал аль-Карафи: «И это хорошее объяснение, в нем есть кое что, чего нет в словах имама аль-Харамейн (аль-Джувейни аш-Шафии)»». См. «Мауахиб аль-Джалиль» 1/30.
Слова имама аль-Харамейн Абу аль-Маали аль-Джувейни аш-Шафии (419-478 г.х.), о которых упомянул имам аль-Карафи: «Пришли к единогласию ученые-исследователи, что простым мусульманам не следует быть приверженными мазхабу какого-нибудь определенного из сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Им надлежит следовать мазхабам тех имамов, которые исследовали, проанализировали, сформулировали главы, распределили вопросы по местам, высказались о мазхабах предшественников. Причина этого в том, что предшественники, при том, что были образцом в религии и примером для мусульман, однако, они не специализировались в упорядочении путей иджтихада, разъяснении подходов к анализу, критике и обоснованию мнений, указанию границ значения высказанных мнений. А имамы фикха (правоведения), которые пришли после них, в достаточной мере выполнили за потомков анализ мазхабов сподвижников, и таким образом простому мусульманину стало велено следовать мазхабам исследователей». См. «Аль-Бурхан» 2/744.
Говорил выдающийся ханбалитский ученый Наджмуддин Ахмад ибн Хамдан аль-Харрани аль-Ханбали (603-695 г.х.): «Не положено ему (т.е. мукаллиду) приступать к следованию мазхабу какого-нибудь одного из имамов сподвижников или другого из праведных предшественников (саляфов), оставляя остальных, даже при том, что они более знающие и выше степенью чем те, кто был после них. Это с учетом того, что у нас (ханбалитов) мнение сподвижника — это доказательство, согласно более верной передаче (от имама Ахмада). Потому что они не посвятили себя полностью только преподаванию исламского знания, определению его основ и ответвлений, и нет ни у одного из них упорядоченного, выверенного, окончательно сформулированного, охватывающего все темы мазхаба. А занялись этим те, кто пришел после них, из имамов, которые проанализировали мазхабы сподвижников, табиинов и других (саляфов), подготовили постановления к вопросам еще до их возникновения, принялись за разъяснение основ и ответвлений среди постановлений, и за познание единогласий и разногласий. Это такие (имамы) как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад и подобные им. Поистине, их единогласие — полноценная благодать, а их разногласие — обширная милость». См. «Сыфа аль-муфтий уа аль-мустафти», с. 72.
И можно добавить, что в наши дни некоторые исследователи делают попытки собрать все, что известно из фатв и постановлений каких-нибудь отдельных имамов из первых поколений, помимо четырех имамов. Но все, что у них получается собрать и издать — это однотомные или иногда двухтомные книги под названием «Фикх такого-то имама», которые на треть или четверть состоят из разбросанных по разделам фикха передач коротких фатв или голых мнений этого имама, а остальное в них — это комментарии и анализ исследователя, который собирал и писал эту книгу.
_____________________
Источник и дополнения: https://muntaqa.info/osob
Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh