В начале Второй Мировой немцы продемонстрировали эффективность десантных операций. Молниеносно, ограниченными силами были захвачены плацдармы для оккупации Нидерландов, Нормандии и Дании. Союзники опыт переняли, и били врага его же оружием. А после войны крупнейшие армии мира задумались о том, что десантник с автоматом - хорошо, а десантник с противотанковой самоходкой – еще лучше. Так, в СССР положили начало авиадесантным САУ.
Танкетка для десантников
Сразу после войны, в 1946 году была пересмотрена военная доктрина СССР, где отныне больше внимании уделялось десантным силам. Военные составили список требований к авиадесантной самоходке, которая могла бы обеспечить мобильную поддержку парашютистам. Будущая АСУ должна была обладать малым весом и габаритами – что бы поместиться в отсек грузовых самолетов того времени. В качестве основного орудия командование ВДВ хотело видеть 76 или 57-мм противотанковую пушку. В рамках проекта работы начались в двух коллективах: ОКБ-40 в Мытищах, и на Московском заводе под руководством Анатолия Кравцева.
В Мытищах пошли путем наименьшего сопротивления, используя узлы имеющихся машин ушедшей войны. Опытный образец конструктора Астрова представлял собой гибрид легкого танка Т-40 и артиллерийской самоходки СУ-76. Машина получила 76-мм пушку Д-56Т, которую позже установят на плавающий ПТ-76. Но проект не решил основной задачи: несмотря на толщину брони лишь в 3 миллиметра, масса машины была высока для транспортных самолетов – от машины отказались.
Тем временем Кравцев закончил работы над своим образцом. Принципиальным отличием его прототипа К-7 было 57-мм орудие Ч-51. Несмотря на то, что это было ближе к истине, опытный образец был сложен в производстве.
На некоторое время о проекте, казалось бы, забыли. Но спустя три года Николаю Астрову поставили задачу: модернизировать свое шасси для использования орудия Ч-51. В отличии от 76-мм варианта, она демонстрировала лучшие характеристики, а главное – она была легче.
Объект 572
Новую машину разрабатывали с учетом создания на ее платформе артиллерийского тягача АТ-П, что позволило бы снизить стоимость производства. До 1951 года конструкцию оттачивали, а после государственных испытаний самоходку приняли на вооружение под названием АСУ-57.
Новая машина предназначалась для десантирования вместе с экипажем из грузового отсека самолета АН-12 посредством платформы ПП-128-500 или П-127. Основное орудие Ч-51 основывалась на легендарной противотанковой пушке времен ВОВ ЗИС-2 с использованием наработок послевоенной Ч-26. Этим орудием оснастили установочную партию АСУ-57. Спустя шесть лет самоходки получили орудие Ч-51М – с более эффективным и компактным дульным тормозом. В номенклатуре выстрелов было семь вариантов каморных, осколочных и подкалиберных снарядов. Так, самый эффективный подкалиберный снаряд БР-271Н мог пробить 155 мм брони под углом в 60 градусов с расстояния в 500 метров. Возимый боеприпас составлял 30 выстрелов, уложенных в корпусе машины.
В движение 3,3-тонная машина приводилась «гражданским» двигателем от ГАЗ М-20 «Победа». Мотора в 55 сил хватало, что бы развить максимальную скорость в 45 км\ч. Наследием прототипа Астрова было широкое использование агрегатов легких танков Второй Мировой. В частности, трансмиссию и узлы ходовой части позаимствовали у самоходки СУ-76 и танка Т-40.
Бронирование машины составляло 6 миллиметров в наиболее защищенных участках: во лбу корпуса и открытой рубки. Считалось, этого достаточно для защиты от стрелкового оружия. Помимо трех членов экипажа, машина вмещала десант из шести человек. Обратной стороной низкой защищенности открытой рубки была великолепная обзорность, и возможность моментально покинуть машину. Обзор командира и механика-водителя при закрытых люках осуществлялся простыми приборами Б-1, представлявшими собой застекленную «слоеным» стеклом амбразуру. Позже АСУ-57 оснастили перископическим прибором ТВН-2 с однократным увеличением – он давал видимость в темное время суток на расстоянии до 50 метров.
За связь отвечала радиостанция Р-113 (на первых машинах - 10РТ-12) с радиусом действия до 13 километров на ходу. В статичном состоянии дальность увеличивалась до 30 километров.
Итоги
Помимо СССР и стран Варшавского блока, АСУ-57 состояла на вооружении Египта, Северной Кореи, Югославии и Эфиопии. Под флагом создателей «премьера» новой машины состоялась на учениях «Днепр-67», где самоходки десантировались в составе 76-й воздушно-десантной дивизии. Ограниченное участие «на практике» машина приняла лишь в Чехословацких событиях 1968 года, где им не пришлось сделать ни единого выстрела.
Кадры с советских учений, включающие десантирование АСУ-57
Зато, ее применение под другими флагами более разнообразно, хоть и подробных данных об этом нет. Доподлинно известно, что в ходе Шестидневной войны 1967 года, некоторое количество АСУ-57 использовались египетскими войсками. Есть версии, что АСУ-57 использовались в боевых действиях на территории Эфиопии и Вьетнама.
Производство самоходки продолжалось до 1961 года, а тираж составил 500 машин. Активное использование САУ продолжалось вплоть до 1970-х, пока не началось активное применение более совершенной БМД-1. Вопреки заблуждению, последовавшая АСУ-85 предшественника не заменила. До 1972 года новая САУ могла десантироваться лишь на подготовленные аэродромы, что делало АСУ-57 единственной в своем роде.