Когда речь заходит о саксофоне, у многих людей загораются глаза, а в черепной коробке раздвигается занавес, на сцену выбегают красивые девушки и танцуют неприличные танцы. Я лично знаком с большим количеством похожих ассоциаций. Саксофон – это шоу, кажется им. Аура этого инструмента магическим образом связана с джазом, и со всем тем, что людям хотелось бы считать джазом. Рассказываешь им историю этого инструмента, они не верят. В особенности, если настаиваешь на том, что саксофон изначально к джазу отношения не имел, а был придуман как новаторский инструмент, расширяющий возможности классического музыканта.
Адольф Сакс не мог даже предположить, что та штука, которую он изобрёл, станет такой известной. Ведь при его жизни он доставлял множеству людей одни только неудобства. Как и любой революционный проект, он ломал устои, на которых базировался целый музыкальный мир. Большинству авторитетных музыкантов не очень то и хотелось что-то улучшать. Играли они на своих кларнетах, и были счастливы. Но всегда найдётся человек, который захочет мир изменить. Одним из них и был вышеупомянутый изобретатель, подаривший миру… мундштучный офиклеид.
Как гласит легенда, однажды в дом к Саксу пришёл Гектор Берлиоз. Как у Булгакова, только наоборот, тот самый Берлиоз. И произошёл между двумя этими людьми диалог, следующего содержания.
- Привет, Адольф. Как дела? Слышал, что у тебя появилось что-то новенькое?
- Да, Гектор. Я изобрёл чудесный музыкальный инструмент.
- О! Это гениально. Продемонстрируешь?
- Конечно. Прошу. Вот он, мундштучный офиклеид.
- мунд… шту… что?
- Мундштучный офиклеид!
- Как-то сложно, дружище. Инструмент отличный, мне нравится. Но название… Какое-то странное, ты не находишь?
- А что такого? Вот мундштук, вот офиклеид, всё по делу. У тебя есть другие предложения?
- Дай подумать. Адольф. А – дольф… нет не то… Сакс… Сак – со … Вот! Саксофон! Отличное название
- Ой, и правда неплохо! Сак – со – фон. Звучит отлично. Спасибо, Гектор!
Вот так и превратилось что-то несуразное, во что-то великое. Кроме шуток, жизнь у Адольфа Сакса была наполнена неприятностями. Он глотал йод, выпадал из окна, с ним постоянно что-то происходило, но, для потомков он навсегда останется гением, который изобрёл и сконструировал инструмент, изменивший мировую музыку. Кстати до Джаза Сакс не дожил, к сожалению. Уж эта музыка подняла бы его выше неба.
Потому что именно Джаз сделал саксофон таким востребованным. Именно свинговые ноты из этих жёлтых раструбов звучат естественней всего. Не только, по мнению публики, но и с точки зрения музыкантов. Классический саксофон – это большая редкость, и представители этого направления сталкиваются, наверное, с тем же непониманием, с которым когда-то имели дело первые джазовые саксофонисты. Время идёт, меняется подход к делу, рождаются новые популярные мелодии, только музыка всё предоставляет шанс чему-то новому. И в этом новом всегда найдётся место саксофону. В чём же секрет его успеха?
В звучании, скажете вы? И будете правы, саксофон звучит особенным образом, характерным для многих стилей музыки. Начиная от джазовых оркестров тридцатых годов, заканчивая современными электронными ремиксами, в которых звук медного инструмента пропущен через десятки фильтров. Многообразие применения саксофона невероятно, и его актуальность с годами нисколько не исчерпала себя. Причём характеристики тембра могут быть самыми разными, как разнятся между собой типы саксофонов. Альт-саксофон – это более высокий инструмент, обладающий тонким, филигранным звуком. Тенор-саксофон – это более низкий вариант, в звуке которого больше бархата. Музыканты смеются, говоря о том, что альт – это обрезок тенора. Но сколько в этом правды, знают только они. А ещё есть баритон-саксофон, самый низкий из стандартных модификаций этого инструмента. Играть на нём сложнее, но зато, он может давать потрясающие низы, и его тембр точно уж ни с чем не спутаешь. Помимо этих саксофонов существует сопрано модель, звучание которой в чём-то напоминает кларнет, но отличается. Адольф Сакс собрал четырнадцать моделей, из которых до наших дней дошло только восемь. В моей цепочке присутствует четыре. Остальные, если вам будет интересно, вы найдёте сами.
Саксофонисты, вместе с трубачами, всегда стояли на переднем краю музыкальной революции. Именно поэтому мне нравится этот инструмент. За то, что он появился в результате желания что-то изменить. За то, что его внутренняя сущность сложна и эфемерна для исполнителя, которому нужно очень сильно постараться, чтобы в его руках оказался не бездушный жёлтый предмет, а друг, вместе с которым можно играть музыку, а не просто извлекать звуки. Без саксофона представить современный музыкальный мир очень сложно, однако хотелось бы, чтобы он всегда использовался с тем же внутренним порывом, который закладывал в него создатель.
Далеко не всегда это происходит. Слишком часто саксофон использовался в качестве игрушки, носителя пресловутого звучания. Но это нормально, так и должно быть. Плохо, когда подобные стандарты выдают за единственно верные. Но пока я вижу саксофонистов, с горящими глазами, верящих в чудеса, которые могут творить их дудки, я спокоен. Золотые костюмы, и пошлая хрипотца, вкупе с такими изъезженными, такими приторными мелодиями, не заменят до конца идей Адольфа Сакса.
И спасибо Берлиозу, за то, что он переубедил своего друга называть этот инструмент мундштучным офе… офикли… офиклеидом…