Найти тему
Кабаре Вова Чё Морале

Посмотри на Саксофон.

Оглавление

Когда речь заходит о саксофоне, у многих людей загораются глаза, а в черепной коробке раздвигается занавес, на сцену выбегают красивые девушки и танцуют неприличные танцы. Я лично знаком с большим количеством похожих ассоциаций. Саксофон – это шоу, кажется им. Аура этого инструмента магическим образом связана с джазом, и со всем тем, что людям хотелось бы считать джазом. Рассказываешь им историю этого инструмента, они не верят. В особенности, если настаиваешь на том, что саксофон изначально к джазу отношения не имел, а был придуман как новаторский инструмент, расширяющий возможности классического музыканта.

-2

Адольф Сакс не мог даже предположить, что та штука, которую он изобрёл, станет такой известной. Ведь при его жизни он доставлял множеству людей одни только неудобства. Как и любой революционный проект, он ломал устои, на которых базировался целый музыкальный мир. Большинству авторитетных музыкантов не очень то и хотелось что-то улучшать. Играли они на своих кларнетах, и были счастливы. Но всегда найдётся человек, который захочет мир изменить. Одним из них и был вышеупомянутый изобретатель, подаривший миру… мундштучный офиклеид.

Как гласит легенда, однажды в дом к Саксу пришёл Гектор Берлиоз. Как у Булгакова, только наоборот, тот самый Берлиоз. И произошёл между двумя этими людьми диалог, следующего содержания.

-3

- Привет, Адольф. Как дела? Слышал, что у тебя появилось что-то новенькое?

- Да, Гектор. Я изобрёл чудесный музыкальный инструмент.

- О! Это гениально. Продемонстрируешь?

- Конечно. Прошу. Вот он, мундштучный офиклеид.

- мунд… шту… что?

- Мундштучный офиклеид!

- Как-то сложно, дружище. Инструмент отличный, мне нравится. Но название… Какое-то странное, ты не находишь?

- А что такого? Вот мундштук, вот офиклеид, всё по делу. У тебя есть другие предложения?

- Дай подумать. Адольф. А – дольф… нет не то… Сакс… Сак – со … Вот! Саксофон! Отличное название

- Ой, и правда неплохо! Сак – со – фон. Звучит отлично. Спасибо, Гектор!

Вот так и превратилось что-то несуразное, во что-то великое. Кроме шуток, жизнь у Адольфа Сакса была наполнена неприятностями. Он глотал йод, выпадал из окна, с ним постоянно что-то происходило, но, для потомков он навсегда останется гением, который изобрёл и сконструировал инструмент, изменивший мировую музыку. Кстати до Джаза Сакс не дожил, к сожалению. Уж эта музыка подняла бы его выше неба.

-4

Потому что именно Джаз сделал саксофон таким востребованным. Именно свинговые ноты из этих жёлтых раструбов звучат естественней всего. Не только, по мнению публики, но и с точки зрения музыкантов. Классический саксофон – это большая редкость, и представители этого направления сталкиваются, наверное, с тем же непониманием, с которым когда-то имели дело первые джазовые саксофонисты. Время идёт, меняется подход к делу, рождаются новые популярные мелодии, только музыка всё предоставляет шанс чему-то новому. И в этом новом всегда найдётся место саксофону. В чём же секрет его успеха?

-5

В звучании, скажете вы? И будете правы, саксофон звучит особенным образом, характерным для многих стилей музыки. Начиная от джазовых оркестров тридцатых годов, заканчивая современными электронными ремиксами, в которых звук медного инструмента пропущен через десятки фильтров. Многообразие применения саксофона невероятно, и его актуальность с годами нисколько не исчерпала себя. Причём характеристики тембра могут быть самыми разными, как разнятся между собой типы саксофонов. Альт-саксофон – это более высокий инструмент, обладающий тонким, филигранным звуком. Тенор-саксофон – это более низкий вариант, в звуке которого больше бархата. Музыканты смеются, говоря о том, что альт – это обрезок тенора. Но сколько в этом правды, знают только они. А ещё есть баритон-саксофон, самый низкий из стандартных модификаций этого инструмента. Играть на нём сложнее, но зато, он может давать потрясающие низы, и его тембр точно уж ни с чем не спутаешь. Помимо этих саксофонов существует сопрано модель, звучание которой в чём-то напоминает кларнет, но отличается. Адольф Сакс собрал четырнадцать моделей, из которых до наших дней дошло только восемь. В моей цепочке присутствует четыре. Остальные, если вам будет интересно, вы найдёте сами.

-6

Саксофонисты, вместе с трубачами, всегда стояли на переднем краю музыкальной революции. Именно поэтому мне нравится этот инструмент. За то, что он появился в результате желания что-то изменить. За то, что его внутренняя сущность сложна и эфемерна для исполнителя, которому нужно очень сильно постараться, чтобы в его руках оказался не бездушный жёлтый предмет, а друг, вместе с которым можно играть музыку, а не просто извлекать звуки. Без саксофона представить современный музыкальный мир очень сложно, однако хотелось бы, чтобы он всегда использовался с тем же внутренним порывом, который закладывал в него создатель.

Далеко не всегда это происходит. Слишком часто саксофон использовался в качестве игрушки, носителя пресловутого звучания. Но это нормально, так и должно быть. Плохо, когда подобные стандарты выдают за единственно верные. Но пока я вижу саксофонистов, с горящими глазами, верящих в чудеса, которые могут творить их дудки, я спокоен. Золотые костюмы, и пошлая хрипотца, вкупе с такими изъезженными, такими приторными мелодиями, не заменят до конца идей Адольфа Сакса.

-7

И спасибо Берлиозу, за то, что он переубедил своего друга называть этот инструмент мундштучным офе… офикли… офиклеидом…

-8

Другие статьи рубрики:

Гитара. 6 струн, 10 пальцев, 3 аккорда.

Мальчик и Труба