Имя латвийского правозащитника профессора Александра Гапоненко, который более двух месяцев находится под арестом по обвинению в антигосударственной деятельности, сегодня известно во многих странах. Накануне недавнего судебного слушания по его делу в столицах нескольких государств перед посольствами Латвии прошли пикеты в поддержку Гапоненко. Увы, местная Фемида осталась глуха ко всем призывам: 64-летнему доктору экономики, активисту Штаба защиты русских школ вновь продлили срок содержания под стражей еще на два месяца...
Текст: Алла Березовская, фото предоставлено автором
Судебные заседания в Рижском суде проводились за закрытыми дверьми, поскольку делу Гапоненко, по настоянию местных спецслужб, придан статус секретного. И лишь в коридоре, через который конвой вводил его в наручниках в зал заседаний, журналистам и друзьям удавалось задать несколько вопросов Александру. Он успел сказать, что в день ареста его держали в наручниках 11 часов, издевались, не давали ни есть, ни пить. Напомним, что 64-летний профессор всего два года назад перенес инфаркт.
Он никого не убил, не ограбил, не пытался организовать переворот в стране. Он не проводил несанкционированных митингов и не призывал к насильственному свержению власти. Вся вина общественного деятеля, профессора, члена Нью-Йоркской академии наук заключается лишь в его критическом отношении к правящим властям, излагаемом в книгах, фильмах, выступлениях в СМИ и саркастических статьях, опубликованных на его же страничке в "Фейсбуке". Но, как оказалось, в современной Латвии на любого человека, выступающего в защиту прав русскоязычного населения, теперь можно найти подходящую статью в Уголовном кодексе ЛР.
Александр Гапоненко был арестован 20 апреля — через три недели после его выступления на Вселатвийском родительском собрании и митинге, где он предложил обратиться к России с просьбой ввести санкции против русофобов, виновных в уничтожении русского образования в Латвии. Вменяется ему в вину и очередной его политический прогноз в "Фейсбуке", в котором публицист предположил, что во время объявленных военных учений НАТО в странах Балтии начнутся массовые аресты лидеров русских общественных организаций. На момент ареста было известно о двух статьях, инкриминируемых Гапоненко, — разжигание межнациональной розни и действия, направленные против государственной независимости Латвии. Но пока суд да дело, количество уголовных статей увеличилось...
Это уже второе дело, возбужденное местными службами безопасности против латвийского правозащитника. Первое, тоже "за разжигание розни", тянется уже пару лет. И опять из-за публикации в "Фейсбуке", где Александр опубликовал ссылку на статью одного из российских информационных агентств, в которой шла речь о возможном развязывании большой войны в Прибалтике. В комментариях Александр упомянул американские танки, как нельзя кстати появившиеся на улицах Риги. Трем депутатам Сейма Латвии, известным патриотам, его заметки очень не понравились. И они написали заявления в Полицию безопасности с просьбой привлечь распоясавшегося профессора к уголовной ответственности. Процесс пошел. И второе слушание было назначено на 19 июня. К тому времени Гапоненко находился в тюрьме уже по новому делу.
ПОКА БЕЗМОЛВСТВУЕТ ООН
На дело двухлетней давности его привезли 19 июня из "Рижского централа" в наручниках. Дело рассматривалось в открытом режиме, чем не замедлили воспользоваться журналисты, соратники и друзья Александра, заполнившие зал заседания. Многие не видели политического узника с момента ареста и всерьез беспокоились за его здоровье. Из тюремных писем Гапоненко, опубликованных с помощью друзей на интернет-портале "Имхо-клуб", было известно, что в заключении он похудел на 12 килограммов. Его держат в одной камере с двумя уголовниками, и хотя те его не обижают, но упорно включают на полную громкость оба своих телевизора. От постоянного шума, невыносимой духоты и тесноты профессор находится на грани нервного истощения. Беспокоят его скачки давления, больное сердце. Из лекарств — валидол... Отдушиной были занятия спортом, но с недавних пор Александра вычеркнули из списков тех, кому это разрешено. Правозащитник уверен, это сделано за то, что он отказывается от сотрудничества со следствием и не дает показаний против себя, к чему его постоянно принуждают. Содержание за решеткой он считает самой настоящей пыткой.
Эта информация была передана друзьями правозащитника в комитет по пыткам при ООН с просьбой провести проверку законности содержания под стражей латвийского гражданского активиста. Но ООН пока безмолвствует, как и европейские структуры, куда тоже потоком идут жалобы из Латвии. В защиту Александра Гапоненко выступили председатель комитета Государственной думы РФ по образованию и науке Вячеслав Никонов, уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, директор департамента МИД РФ по работе с соотечественниками за рубежом Олег Мальгинов. Освободить Гапоненко потребовали партия "Русский союз Латвии", Союз наблюдателей за правами человека Литвы, "Социалистический народный фронт Литвы", Координационный совет организаций российских соотечественников Грузии и Молдавии. У посольств Латвии 19 июня в нескольких странах состоялись пикеты протеста против ареста Гапоненко.
Два охранника завели подсудимого в зал, его руки были скованы наручниками. Все собравшиеся в зале встали и приветствовали Гапоненко аплодисментами. Когда Александру удалось совладать с волнением, он с горечью произнес: "Вот, друзья, такова судьба русских правозащитников: кандалы и камера за то, что мы защищаем право своих детей учиться на родном языке, хотим сохранить русскую школу и свою православную веру..."
До прихода судьи нам удалось еще минут десять поговорить с узником совести, как его сейчас многие называют. Александр рассказал, что Полиция безопасности его шантажирует, на него оказывается психологическое давление. У него нет возможности нормально готовиться к суду, поскольку нет доступа ни к компьютеру, где собраны все необходимые материалы, ни к Интернету. "За эти два месяца меня не допрашивали, — сообщил Гапоненко. — За решеткой держат, чтобы я сломался и дал признательные показания в преступлениях, которые я никогда не совершал...". Он поблагодарил за книги, которые ему передали друзья, сказал, что, несмотря на ужасные условия, уже написал почти треть монографии и даже половину повести "Битва при Молодях".
— Это очень интересная история, нигде не описанная, о том, как русские войска разгромили крымско-татарское войско, в шесть раз превосходившее их по численности. Работать в камере сложно, мало того что шумно, так еще жара была жуткая. Сидел у приоткрытого окошка и писал. Плохо, что в камере темновато, просил лампу настольную — нельзя! Еще беда — ручек не хватает, хоть пальцем пиши!
При этих словах я ринулась было к скамье подсудимых, протягивая арестованному две шариковые ручки, но была остановлена конвойным: не положено! Уговоры, естественно, не помогли. Александр успел сказать, что в его деле, видимо, будет использована технология, когда-то опробованная на Димитрове, которого пытались обвинить в поджоге Рейхстага, как в зал вошла судья и суд начал работу. Выяснилось, что не пришли ключевые свидетели: эксперт-лингвист от обвинения и один из авторов доноса в ПБ — депутат парламента Латвии Вейко Сполитис, известный ездой на автомобиле в нетрезвом виде, а также своими русофобскими высказываниями. Именно он с трибуны Сейма призывал запретить георгиевские ленточки, выступал за снос памятника Освободителям Риги от нацистских захватчиков. И именно Сполитис потребовал от Полиции безопасности привлечь лидера "Конгресса неграждан" за "разжигание национальной, этнической и расовой ненависти" за его посты соцсетях... Депутата пришлось ждать полчаса, он приехал лишь после звонка судьи. Подтвердил, что считает посты профессора Гапоненко в "Фейсбуке" разжигающими межнациональную рознь. На вопрос Александра: "Уточните, к какому этносу относятся американские танки, ведь в "Фейсбуке" я писал об их прибытии в Ригу и своих опасениях по этому поводу. Вы посчитали мои слова разжигающими межнациональную рознь, но не указали, к кому я разжигал рознь — к американским танкам?" — депутат от ответа уклонился, назвав все это глупостью. Тогда непонятно, зачем же было обращаться в Полицию безопасности? А вот эксперт, увы, уехал за границу, поэтому выслушать его компетентное мнение суду не удалось. В связи с чем слушание дела перенесли на 21 сентября!
ОБВИНЕНИЕ В ШПИОНАЖЕ
А через два дня в этом же здании, но другим судьей, рассматривалось ходатайство адвоката об изменении меры пресечения Александру Гапоненко. Поскольку слушания на этот раз проходили при закрытых дверях, ждать вердикта нам пришлось в коридоре. Все это время мы обсуждали, отпустят сегодня Александра, который и так уже два месяца провел в тюрьме, или добавят ему еще два месяца... Оптимизм внушало недавнее освобождение Владимира Линдермана, соратника Гапоненко, арестованного 8 мая за выступление на том же Родительском собрании, но выпущенного через две недели решением Окружного суда под подписку о невыезде. Но тут прошла информация, что Гапоненко добавили еще одну статью обвинения, связанную со шпионажем, значит, шансы увидеть его на свободе невелики.
Два часа гнетущего ожидания действительно закончились разочарованием: правозащитника вывели в наручниках. Он был явно в подавленном состоянии, успел крикнуть, что все плохо, ему продлили арест еще на два месяца. "Друзья, спасибо всем за поддержку — я не виновен!" — проговорил Александр Гапоненко, отвечая на вопросы бегущих за ним журналистов. Решение суда о продлении ему меры содержания под стражей еще на два месяца — окончательное и обжалованию не подлежит.
Мы окружили адвоката Имму Янсоне. "Что сказать? Мы имеем дело с откровенной и беспрецедентной манипуляцией, — признала она. — Основной причиной отказа стало то, что подсудимый не идет на сделку со следствием и не признает себя виновным. В данном случае нарушено право Гапоненко на защиту — решение суда обжаловать нельзя, а обвинение выдвигает суду новые аргументы, которых раньше не было. Теперь ему добавляют обвинение еще и по статье 81.1 — "Помощь иностранному государству в действиях против интересов безопасности ЛР". В связи с этим у нас есть все основания подать жалобу в Европейский суд по правам человека. Мой подзащитный просил передать содержание этой жалобы в СМИ, что я и сделаю".
"ПОЛУ-ШПИОНАЖ"
По словам активиста Штаба защиты русских школ Владимира Линдермана, статья, инкриминируемая Гапоненко, рассчитана на те случаи, когда судить человека за шпионаж в пользу России не получается — нет юридических оснований, а посадить русского активиста очень хочется. Вот и придумали такой "полу-шпионаж", обвинить в котором при желании можно любого общественного деятеля Латвии, участвующего в международных конференциях, выступающего в СМИ с критической оценкой политического курса правящих властей и т.п. Все эти действия с легкостью можно посчитать "помощью иностранному государству".
В случае с задержанием Гапоненко есть важный фактор: президент страны, премьер-министр и глава МВД публично высказывались за арест русского правозащитника, что является грубейшим нарушением Европейской конвенции по правам человека. В жалобе, отправленной в ЕСПЧ, содержится перечень статей Европейской конвенции, которые, по мнению Александра Гапоненко, нарушил суд — это "Свобода выражения мнения", "Свобода собраний и объединений" и др. Кроме того, в жалобе говорится о фактах беспрецедентного давления на подследственного и шантаж. Так, 19 июня в камеру к Гапоненко в сопровождении следователя явился глава ПБ, тот самый, на которого Александр в прошлом году написал жалобу в прокуратуру Международного уголовного суда за его преследования русских активистов Латвии. Узнику "Рижского централа" в обмен на свободу предложили дать показания в том, что свою общественную деятельность он вел по заданию Москвы. Услышав отказ, ему пригрозили дополнительной статьей УК — той самой, 81-й, в ее новой редакции. Эта угроза была реализована.
Известный эстонский юрист и правозащитник Сергей Середенко сравнил дело Гапоненко с делом польского активиста Матеуша Пискорского, который уже третий год сидит в тюрьме в Польше по обвинению в шпионаже в пользу России и Китая. Но в отношении Пискорского уже вынесено заключение рабочей группы при верховном комиссаре ООН по правам человека, которая потребовала от польских властей освобождения правозащитника с выплатой ему компенсации. В этом заключении также отмечается, что Пискорский был лишен свободы за мирное использование им права на свободу мнения и выражения, свободу собраний и ассоциаций, права участвовать в управлении своей страной и заниматься публичной деятельностью согласно Всеобщей декларации прав человека. Политический заключенный, которым, несомненно, является Александр Гапоненко, обвиняется в Латвии практически по тем же статьям, что и Пискорский.
Руководство Евросоюза не раз выступало за соблюдение прав человека, более того, в базовых документах ЕС существует специальный раздел о поддержке правозащитников. Но что-то не слышно европейских голосов, призывающих освободить узников совести Польши и Латвии.