Найти тему
Yep!

МУЗЫКА, СТЕРТАЯ С ЛИЦА ЗЕМЛИ

Постер документального фильма Джона Пироцци о камбоджийском роке
Постер документального фильма Джона Пироцци о камбоджийском роке

И до края кхмеров в свое время добрался рок-н-ролл. А если быть точным, то серф-рок, гаражная составляющая культуры 1960-х и, конечно, всевозможная психоделия. У такой музыки была большая перспектива и кто знает, где бы сейчас была Камбоджа со своими рок-старами.

Но в 1970-ые в страну Ангкора пришла большая трагедия в виде Пол Пота и его подростковых прихвостней, которые и выкосили около трети населения страны. Под репрессии и расправы, естественно, попали рок-музыканты. Сейчас открыты далеко не все страницы истории; по одним данным казнили абсолютно всех, кто имел отношение к музыке свободы, по другим — некоторые музыканты бесследно исчезли. Правда, это вовсе не означает, что они сейчас в добром здравии, а не в «братской могиле», вырытой «красными кхмерами». Но обо всем по порядку.

Не только мрачные страницы были у Камбоджийского рока и направление недолго, но хорошо и буйно цвело на просторах прогрессивной тогда страны. До наших дней спустя почти полстолетия дошло несколько имен, которые вписали себя в историю этой музыки. Они крайне аутентичны и их не спутаешь ни с чем. Вот поют только непонятно, то есть на своем языке. Но это лишь добавляет пикантности и оригинальности всему отдельному направлению рок-н-ролла из страны кхмеров.

Несмотря на свой недолгий век, Камбоджийский рок прожил яркую жизнь. И полностью воплотил в жизнь (вернее, в смерть) главный слоган всех рок-икон Live Fast, Die Young. Жизнь серф-психоделического феномена страны Ангкор оборвалась в апреле 1975 года, когда в Пномпень, столицу Кампучии, вошли «красные кхмеры» и началось тотальное истребление всего культурного, интеллектуального, социального, любых ценностей, которые может создать человеческий мозг и фантазия. На тот момент в Камбодже уже был свой звездный конгломерат. Кстати, нужно отметить, что рок-музыка в то время была мейнстримом и слушали ее повсеместно. Из самых популярных исполнителей того времени можно выделить Ros Sereysothea, Pan Ron и Sinn Sisamouth. Было еще превеликое множество, но про этих трех известно чуть больше. Начнем, конечно, с девочек.

Примой и самой популярной исполнительницей того времени была Ros Sereysothea, она собирала стадионы и крутилась по всем радиостанциям. Известно, что это ее ненастоящее имя и что она происходит из крестьянской семьи. Барышня в метр пятьдесят ростом обладала таким интересным диапазоном, что могла исполнять для аудитории иногда просто без микрофона. За свой талант она получила прозвище «Золотой голос королевской столицы».

Жизнь ее закончилась весьма трагично с приходом Пол Пота к власти . Как и большая часть жителей городов, она была помещена в так называемый трудовой лагерь, где ее некоторое время никто не узнавал. Но в 1977 году ее все-таки опознали, после чего ей неоднократно приходилось выступать на различных приемах для псевдознати из банды камбоджийского диктатора.

Стоит отметить, что Камбоджийский рок отличается от остального всемирного своими лиричными, глубокими и трагическими текстами. Несмотря на то, что само музыкальное сопровождение по большей части веселое, тексты заставляют задуматься, а то и загрустить. Музыка традиционно исполнялась на местных диалектах, очень редко можно встретить английский, — при том, что песни в основном назывались именно на нем.

Ros Sereysothea погибла в 1978 году при невыясненных обстоятельствах. Говорят, что пела она до последнего, даже во время своего брака с одним из генералов Лон Нола, за которого ее выдали насильно. Кстати, несмотря на дичайшую популярность рок-музыки в Камбодже, петь для женщины считалось не самым достойным занятием. Такой вот парадокс.

Второй барышней, которая также блистала на сцене тех лет была Pan Ron. Эта исполнительница успела расширить рамки стилей и в ее творчестве можно встретить не только рок, но и джаз и всевозможный фьюжн. Она также пела на местных диалектах и про нее также известно крайне мало. В одном из фильмов, посвященных Камбоджийскому року, — Sleepwalking Through the Mekong, — ее младшая сестра говорит, что певица оставалась в живых аж до 1978 года. Дело в том, что большая часть музыкантов была казнена еще в 1975 в первые месяцы после взятия Пномпеня.

Трагизм Камбоджийской музыки в текстах понятен и объясним. Страна воевала всю свою историю — с Сиамом и Вьетнамом, в конце 19-го века перешла под протекторат Франции, в годы Второй Мировой была оккупирована Японией. В 1953 году Камбоджа получила независимость. В конце шестидесятых в стране началась гражданская война, в которую активно вмешивались Северный и Южный Вьетнамы и США. Кстати, именно американские солдаты завезли в Камбоджу музыку — серф и психоделию.

Еще одна знаменитость, сравнимая, пожалуй с Элвисом в Америке, только в масштабах Камбоджи — это Sinn Sisamouth. За свою недолгую карьеру он написал более тысячи песен. Его сын говорит об отце так: «Он написал столько песен, сколько дней был знаменит». Его популярность в стране была невероятной.

Sinn Sisamouth писал музыку для кинофильмов, выпускал сборники, вел активную гастрольную деятельность. В его исполнении можно найти кавер The House of Rising Sun. Он называется I’m Still Waiting и исполняется на одном из кхмерских диалектов. Жизнь певца закончилась трагично. Он был замучен в одном из лагерей «красных кхмеров».

Сейчас можно встретить достойных продолжателей традиций Камбоджийского рока — американскую группу Dengue Fever. Команда для максимальной «кошерности» откопала камбоджийскую певицу Чом Нимол, которая уже наисполняла с музыкантами на пять альбомов. Коллектив, кстати, не только оригинальный и необычный, он пока единственный такой популярный в своем роде. Сейчас группа хорошо гремит. Их вот как раз найти в интернете не так уж и сложно, в отличие от практически загубленного Камбоджийского рока. Именно басист группы Пол Вилер и возродил это направление. Ему удалось восстановить теперь уже всемирно популярный сборник Cambodian Rocks, в полной мере дает представление о кхмерской рок-н-ролльной культуре ◼