«Космическая струна — это оставленный Вспышкой шрам в вакууме, толщиной менее одного фемтометра и длиной десять километров. Она образует петлю и обладает массой, превосходящей массу Земли, поскольку обросла облаками пыли и водорода, словно кость плотью. Струна поглощает несколько из двух сотен районных кораблей воинствующего разума. Корабли стреляют планковскими черными дырами, которые испаряются в яростной кульминации излучения Хокинга, превращая в энергию целые горы материи.» Это не отрывки из учебника по теоретической физике, это отрывок из книги Фрактальный вор финского писателя и доктора математической физики Ханну Раяниеми.
Сюжет книги (и всей трилогии) — это квест вора, джентльмена, трикстера и просто обаяшки Жана ле Фламбера по возвращению частей своей личности и памяти. В этом ему помогают\мешают такие персонажи, как разумный космический корабль Перхонен, воинствующая наемница Миели, боги постчеловечества, части собственной личности и многие другие. Действие происходит в очень далеком будущем, после технологической сингулярности и разворачивается на далеких планетах, в открытом космосе и на полупустынной Земле.
Читать книги Раяниеми — это как пытаться осознать увлекательный роман, написанный человеком, живущим через несколько тысяч лет после нас. То есть для него, оного человека, употребляемые в тексте понятия и термины являются обыденными, а вот читатель должен догадываться об их значении из контекста, постепенно открывая для себя историю постчеловечества, понимая суть его невероятных квантовых технологий. Это сложно и безумно увлекательно одновременно — понимать, что раса зоку — это эволюционировавшие гики и геймеры, а всемогущие боги-основатели Соборности — хакеры, открывшие алгоритмы, позволяющие управлять материей и энергией.
Вообще мир Ханну Раяниеми, описанный в Квантовом воре, Фрактальном принце и Казуальном ангеле — это мир титанов, мир квантовой механики, в котором нанотехнологии считаются седой древностью, а от людей остались лишь разумы, меняющие по желанию тела и апгрейды. Это мир, поражающий размахом, в котором персонажи могут наблюдать, как кусок Венеры сжимается до плотности черной дыры за считанные секунды для производства энергии, в котором дети строят искусственные астероиды и создают разумные космические корабли при помощи песен.
А еще это шикарный реверанс Морису Леблану и его циклу об Арсене Люпене. К произведениям Леблана отсылают имена персонажей, фразы и названия, но делается это очень тонко, как дань уважения. Кроме того, тут есть отсылки к Гоголю и еще ряду выдающихся людей. К сожалению, некоторые из них испорчены переводом, например, гоголы (в оригинале гоголи) — «мертвые души», бесхозные искусственные интеллекты.
Лично мне трилогия Раяниеми напомнила книги Чайны Мьевиля. Автор точно так же не дает пояснений к придуманному им миру, а сразу бросает читателя в гущу событий, а дальше — пусть разбирается сам. Только фантазия Мьевиля фонтанировала в жанре фентези, с магией и волшебными созданиями, а Ханну описывает мир настолько высоких технологий, что для читателя они практически тождественны магии.
И не стоит пугаться научных терминов и названий теорий из области астрофизики в тексте. Узнать их значения легко можно в Википедии, да и без этого вы практически ничего не потеряете. Трилогия о Жане ле Фламбере — это, в первую очередь, увлекательный приключенческий роман о похождениях джентльмена вора, и уж потом — о сингулярности, постчеловечестве, машинах фон Неймана и других сложных вещах ◼