Найти в Дзене
Реальное время

Алексей Малашенко: «Пенсионная реформа в нынешнем виде аукнется со страшной силой»

Главная тема лета —пенсионная реформа. В минувшие выходные в ряде регионов граждане вышли выразить протест тем идеям, что предложены чиновниками. Люди опасаются не найти работу, боятся долгого нищенского существования при таких идеях. И их понять можно. Но при всем неодобрении реформы (о чем свидетельствуют соцопросы) граждан на эти митинги пришло мало! Почему так?

— Поскольку я профессиональный историк, я бы тут посмотрел немножко глубже и сказал бы, что мы увидели нашу политическую культуру. Пенсионная реформа в нынешнем виде — это, конечно, страшнейшая проблема, и она аукнется со страшной силой, а нам, получается, все равно — как поется в популярной песне! Люди считают, что от них ничего не зависит, и если что-то уже решили в Кремле и Думе, то мы-то мол, что можем? Люди думают, что у нас хороший царь и плохие бояре и в крайнем случае пожалуемся царю, тем более что «царь» сказал, что он к этой реформе относится достаточно скептически. Это типичный образец русской и даже российской политической культуры — «от нас ничего не зависит»! И этот образец — катастрофа, потому что если такое поведение будет продолжаться, то власть по отношению к гражданам будет наглеть. Пенсионная реформа — это уже грабеж. И если вы думаете, что Путин этого не понимает, то вы ошибаетесь. Он это прекрасно понимает и понимает, что ее принятие может ударить и по нему. Но народ не пришел на акции протеста, а значит, власти дается карт-бланш на все, что они будут делать.

-2

— Я склонен думать, что наш народ будет только тогда активен, когда получит астрономический счет за услуги ЖКХ или когда дети или внуки наших граждан окажутся в некой экологической опасности, а в остальном будет такая же пассивность, как сейчас. Вы согласны?

— Это хуже, чем пассивность. Но понимаете, в последние годы не было для людей болезненного укола — цены не подскакивали, инфляция не взлетала, они скорее растягивались, потому что у нас есть нефть, газ и все напасти можно смикшировать. Укола, удара, после которого все бы выскочили на улицу, нет! Представьте, если бы цены, которые выросли за 5 лет, подскочили бы за один день — в этом случае активность на площадях была бы больше. Что касается экологии и детей, то люди на самом деле ничего не понимают в экологии, потому что их к этому не приучали, не говорили, что экологическая обстановка может быть опасной. У нас только кричать могут: «Давайте спасать леса!», а денег и желания спасать леса нет. Будет вот тут, в Подмосковье, где многие отдыхают, пожар — ну и что? Ничего.

А вы посмотрите еще, как сейчас интерпретируется русская идентичность — она заключается в терпении! «Давайте терпеть!» — говорит Патриарх! И раньше о терпении говорили, говорили о временных трудностях, но простите — мы живем во временных трудностях с 1917 года, и раньше-то хотя бы был социализм, а сейчас что? Да, мы — терпеливый народ, но ведь нас, оказывается, еще и приучают к этому! Если нас призывают терпеть и мучиться, то во имя чего?