Найти в Дзене

"Весь мир -театр"

К размышлению: Каждый день наблюдаешь «театр» в самой обычной жизни или на экранах телевизоров. Можно сказать, что личность выступает всегда как исполнитель определенных общественных функций или по-другому – социальных ролей.

Вот как Я.Л. Коломинский пишет о личности и обществе: « … Это не удивительно: театр- модель жизни, где психологические ситуации заострены и освобождены от второстепенных деталей. Каждый спектакль – это своеобразный психологический эксперимент. Люди театра не остаются в долгу. Для них сама действительность – порой своеобразный спектакль, а для Шекспира например:

«Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины- все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль…»

Социальная роль – это выработанная обществом программа действий человека в определенных обстоятельствах. В этом смысле социальная роль в какой-то мере действительно напоминает театральную. Прежде всего тем, что, приняв на себя определенную функцию, человек начинает действовать по заданной программе, придерживаясь принципа: взялся за гуж, не говори, что не дюж. Эта «заданность» в зависимости от характера может быть более или менее жестокой, зафиксированной в официальных документах или закрепленной только обычаем, традицией, осознаваемой человеком или неосознанной, но она всегда существует. И окружающие четко контролируют точность выполнения программы. Собственно говоря, роль может быть полноценной только тогда, когда есть с кем, перед кем и для кого ее исполнять. Невозможно быть мужем без жены, сына без матери, племянником без дяди. Это дуэты семейных сцен. Точно так же нельзя быть начальником без подчиненных, учителем без учеников, вождем без ведомых, актёром без зрителей.

Когда Робинзон Крузо после многолетнего одиночества встретил наконец человека, он немедленно воспроизвел привычное для предприимчивого англичанина распределение социальных функций.

«Прежде всего я объявил ему, что его имя будет Пятницей, так как в этот день недели я спас ему жизнь. Затем я научил его произносить слово «господин» и дал понять, что это моё имя…»

Социальная роль — это всегда «я» и всё-таки не совсем «я». Вернее, далеко не все «я». Человек не исчерпывается своими социальными ролями. Более того, он способен и противостоять им, если они противоречат его представлению о самом себе. Социальная роль может как помочь человеку найти себя в жизни, так и быть преградой на пути к самореализации.

Известный драматический артист В.К. Папазян жаловался, что актеру приходится играть и переживать так много чужих жизней, что не остается физических и духовных сил, чтобы «найти себя в жизни». Сколько тому примеров: счастлив и талантлив на сцене, зато в семейной жизни сплошная трагедия.

«Создать себя? Создать свой собственный образ по собственному сценарию - не это ли одна из главных задач самовоспитания? А может быть, единственная. Люди действительно строят собственный образ. В случаях, когда удается, говорят: «нашел себя», когда нет: «строит из себя».

Важно, чтобы в этом «самостроительстве» образ, к которому стремится человек, нес в себе определенное нравственное содержание. Самосовершенствование является не самоцелью, а средством, с помощью которого человек, став лучше будет более нужен и необходим другим людям и обществу.

При отсутствии такого нравственного содержания человек будет, в лучшем случае, «самовоспитываться» для самого себя (своего рода самолюбование) либо даже в ущерб другим людям и обществу ( если в качестве ориентира выбран антисоциальный образ).» Мы собственно и наблюдаем множество таких "нарциссов" в современном обществе, где так снижена нравственная составляющая.

«Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше- жизнь все равно снесет», - из обращения Л. Н. Толстого к молодому художнику Н. Рериху с напутственным словом на выпускном экзамене Академии художеств в 1897 году.