Изучил новые составы участковых избирательных комиссий Петербурга. Это те комиссии, которые будут проводить все-все выборы в ближайшие 5 лет.
Пару месяцев назад я уже анализировал составы избиркомов. Но с тех пор уже были сформированы новые избирательные комиссии, хотя многие проблемы так и остались.
На этот раз считал только участковые избирательные комиссии, без учета Санкт-Петербургской избирательной комиссии и тридцати территориальных избирательных комиссий.
Во-первых, увеличилось количество членов избирательных комиссий. Ещё в феврале их было 20 866 (и это с учетом горизбиркома и тиков), а в июле (по данным на 09/07/2018) — уже 22 171. Это позволило учесть интересы всех парламентских партий, коих в Петербурге целых шесть. В целом, представительство по видам субъектов выдвижения примерно сохранилось:
муниципалитеты — 805 чел. (3,6%)
двадцать партий — 13 988 чел. (63,1%)
общественные организации — 1 040 чел. (4,7%)
собрание избирателей — 6 338 чел. (28,6%)
Партийное представительство выглядит следующим образом:
парламентские:
«Единая Россия» — 1 853 чел. (8,4%)
ЛДПР — 1 818 чел. (8,2%)
КПРФ — 1 693 чел. (7,6%)
«Справедливая Россия» — 1 634 чел. (7,4%)
Яблоко — 963 чел. (4,3%)
Партия Роста — 939 чел. (4,2%)
непарламентские:
Трудовая партия — 829 чел. (3,7%)
партия За женщин России — 812 чел. (3,7%)
Родина — 785 чел. (3,5%)
партия Союз Труда — 738 чел. (3,3%)
Гражданская платформа — 715 чел. (3,2%)
Ещё интереснее, кто возглавляет все эти избирательные комиссии. На этот раз я посчитал и должности председателей, и заместителей председателей и секретарей избирательных комиссий — все руководящие должности.
Председатели
Должности председателя (эта должность не избираемая, а назначаемая решением вышестоящей комиссии) распределились следующим образом:
муниципалитеты — 113 чел. (6% от общего количества председателей УИКов; 14% от общего количества выдвинутых от муниципалитетов)
семнадцать партий — 838 чел. (44,6%; 6%)
общественные организации — 82 чел. (4,4%; 7,9%)
собрание избирателей — 844 чел. (45%; 13,3%)
По партиям распределение следующее:
парламентские:
«Единая Россия» — 299 чел. (15,9%)
ЛДПР — 78 чел. (4,2%)
КПРФ — 43 чел. (2,3%)
«Справедливая Россия» — 12 чел. (0,6%)
Яблоко — 9 чел. (0,5%)
Партия Роста — 4 чел. (0,2%)
непарламентские:
партия За женщин России — 90 чел. (4,8%)
Родина — 77 чел. (4,1%)
Гражданская платформа — 52 чел. (2,8%)
партия «Зеленые» — 44 чел. (2,3%)
партия Союз Труда — 43 чел. (2,3%)
Трудовая партия — 43 чел. (2,3%)
Здесь, конечно, можно говорить о прогрессе. В прошлом составе, например, у «Яблока» был только один председатель комиссии, да и тот в специфическом Петроградском районе.
Заместители председателей
На эту должность комиссия сама выбирает человека.
муниципалитеты — 107 чел. (5,7% от общего количества председателей УИКов; 13,3% от общего количества выдвинутых от муниципалитетов)
семнадцать партий — 1 077 чел. (57,4%; 7,7%)
общественные организации — 112 чел. (6%; 10,8%)
собрание избирателей — 580 чел. (30,9%; 9,2%)
Партийное распределение следующее:
парламентские:
«Единая Россия» — 223 чел. (11,9%)
ЛДПР — 196 чел. (10,5%)
КПРФ — 61 чел. (3,4%)
«Справедливая Россия» — 24 чел. (1,3%)
Яблоко — 24 чел. (1,3%)
Партия Роста — 16 чел. (0,9%)
непарламентские:
Трудовая партия — 89 чел. (4,7%)
Родина — 86 чел. (4,6%)
Гражданская платформа — 81 чел. (4,3%)
партия Союз Труда — 75 чел. (4%)
партия «Зеленые» — 71 чел. (3,8%)
партия За женщин России — 65 чел. (3,5%)
Секретари
На эту должность комиссия сама выбирает человека.
муниципалитеты — 89 чел. (4,7% от общего количества председателей УИКов; 11,1% от общего количества выдвинутых от муниципалитетов)
шестнадцать партий — 1 090 чел. (58,1%; 7,8%)
общественные организации — 107 чел. (5,7%; 10,3%)
собрание избирателей — 591 чел. (31,5%; 9,3%)
Партийное распределение следующее:
парламентские:
«Единая Россия» — 258 чел. (13,8%)
ЛДПР — 168 чел. (9%)
КПРФ — 76 чел. (4,1%)
«Справедливая Россия» — 23 чел. (1,2%)
Партия Роста — 19 чел. (1%)
Яблоко — 18 чел. (1%)
непарламентские:
партия За женщин России — 94 чел. (5%)
партия «Зеленые» — 85 чел. (4,5%)
Трудовая партия — 81 чел. (4,3%)
Родина — 78 чел. (4,2%)
партия Союз Труда — 76 чел. (4,1%)
Гражданская платформа — 71 чел. (3,8%)
И, наконец, суммарно по всем руководящим должностям в избирательных комиссиях. Распределение по видам субъектов выдвижения:
муниципалитеты — 309 чел. (38,4% от общего количества выдвинутых от муниципалитетов)
семнадцать партий — 3 005 чел. (21,5%)
общественные организации — 301 чел. (28,9%)
собрание избирателей — 2 015 чел. (31,8%)
Партийное распределение следующее:
парламентские:
«Единая Россия» — 780 чел.
ЛДПР — 442 чел.
КПРФ — 175 чел.
«Справедливая Россия» — 59 чел.
Яблоко — 51 чел.
Партия Роста — 39 чел.
непарламентские:
партия За женщин России — 249 чел.
Родина — 241 чел.
Трудовая партия — 213 чел.
Гражданская платформа — 204 чел.
партия «Зеленые» — 200 чел.
партия Союз Труда — 194 чел.
В итоге
На ближайшие пять лет парламентские партии получили больше руководящих должностей в избирательных комиссиях. Но подавляющее и контрольное большинство всё равно осталось в руках административного ресурса, который стоит не только за «Единой Россией», но и за бесчисленными собраниями избирателей, а также неизвестными непарламентскими партиями, которые в выборах никогда не участвуют, но активно их проводят (на самом деле не они, а выдвиженцы админресурса, спрятанные под вывесками союзов женщин, граждан и труда).
В Петербурге, кстати, во многих случаях за выборы отвечают те же люди, что и за скандальные выборы 2011 года. Тогда после массовых фальсификаций по стране прокатились самые массовые акции протеста за последние десятилетия. В некоторых регионах это привело к кардинальной реформе избирательной системы. В Петербурге практически ничего не изменилось.
Наглядный пример
В прошлый раз, для наглядности «политического многообразия», я приводил пример своей школы. Там большинство комиссии состояло из сотрудников школы, хотя они и представляли разные партии. В новом составе избирательной комиссии ничего не изменилось. Разве что сотрудников школы в комиссии теперь еще больше, и некоторым пришлось сменить политическую окраску.
В общем, без хорошего наблюдения и контроля результаты выборов предрешены.
PS Анализ был бы невозможен без данных, собранных на GisLab.