Хотя слова «вина» и «ответственность» не являются синонимами, многие люди в нашей культуре используют термины взаимозаменяемо.
Вопрос: «Вы несете ответственность за это?» обычно воспринимается так же как: «Виноваты ли Вы в этом?» даже если вопросы различны и представляют из себя различные транзакции (с точки зрения теории транзактного анализа).
Вина - это транзакция Родитель-Ребенок («Вы виноваты!» - «Да, видимо, виноват») вместо изменения.
Например, когда что-то «плохое» происходит в семье, члены семьи часто устраивают обвинение одного члена, в то время как они сами остаются «невиновными». Один обвиняемый освобождает других от негативных чувств или от необходимости что-то менять. Обвиняемый также освобождается от необходимости что-то менять в силу его / ее прощения после того как он пострадал.
«Ответственность», с другой стороны, означает, что человек признает авторство за определенное поведение и за его последствия, независимо от того, предвидел ли он эти последствия и мог ли предсказать или нет.
Это эго-состояние Взрослого.
Ответственность, в отличие от вины, не может быть разделена с кем-то и всегда на 100%.
Если мы с тобой идем по улице и я останавливаю тебя рукой, чтобы поговорить с тобой, и в этот момент в тебя ударяет метеорит и ты умрешь, я отвечаю за этот результат.
В то же время я не «виноват». Я ответственен за свои действия: остановку и удержание за руку - и их последствия: предвидел, предполагал или хотел ли я их или нет
Таким образом, слово «ответственность» описывает готовность признать авторство за определенные действия, чувства, мысли. Это не подразумевает автоматическое соглашение чувствовать себя плохо, как это подразумевает «вина».
Многие маневры Адаптивного Ребенка разработаны для того, чтобы избежать вины.
К сожалению, те же маневры помогают также избежать ответственности, поскольку Адаптивный Ребенок не различает их. Таким образом, чтобы защитить себя от вины, люди могут одновременно отрицать ответственность. Если они избегают ответственности с теми же усилиями и изобретательностью, с которыми они избегают игры «Ну, что, попался, сукин сын» / вины, они могут оказаться в конечном итоге все более беспомощными и запертыми в своей жизни, так как они чувствуют небольшую ответственность и / или контроль за тем, что они делают.
Фактически, они едва ли могут позволить себе ощутить больший контроль, поскольку для них контроль (ответственность) является синонимом готовности признать вину. Следовательно, они чувствуют себя «загнанными в угол» между виной и беспомощностью.
В лекциях по Транзактному анализу участники могут слышать заявления об ответственности за чувства и поведение как «обвинение». Затем они могут из своего Адаптированного Ребенка прекратить слушать или начать защищаться с помощью игры «Пятно» или «Вы хотели сказать...?».
Этого можно избежать, поскольку мы точны в определении и примерах и помним, что можно легко испугать Адаптивного Ребенка.
РЕЗЮМЕ
Адаптированного Ребенка учат смешивать ответственность и вину. Чтобы избежать вины, которая определяется как скрытый семейный контракт, ребенок учится также избегать ответственности, то есть признание авторства за своё поведение и его последствия.
Уклонение от ответственности приводит к усилению чувства беспомощности и защитного поведения. Ответственность и вина могут быть определены и дифференцированы.
Записаться на консультацию можно через WhatsApp: +7 (917) 578-66-59
Статья на моем сайте: В чем отличие вины от ответственности?
Источник: "RESPONSIBILITY VS. BLAME", TA Journal, April 1977
Автор: Доктор Гарри Бойд (HarryBoyd, PhD), член ITAA.