Будучи созданы более 2,5 тысяч лет назад философские диалоги Платона до сих пор считается одной из вершин западной философской традиции, и продолжают изучаться и комментироваться. Наиболее известной частью, платоновской философии является учение об идеях или "эйдосах". Суть данной теории состоит в том, что помимо мира вещей в котором мы находимся существует также вечный, неуничтожимый мир идей в котором можно найти совершенные прообразы для всего существующего. Кроме того даже сами эйдосы не являются первичными, поскольку восходят к эйдосу Блага, который уже может считаться единым и универсальным.
Важно понимать, что теория эйдосов появилась в платонизме не просто так, но с целью разрешения многих важнейших философских вопросов. В частности мы можем проследить этапы формирования философии Платона, начиная с ранних диалогов, где поднимались в первую очередь гноссеологические вопросы достоверности познания, источника познания, верного метода исследования всякого предмета и том подобное.
Впрочем вопрос о знании был тесно связан для Платона с вопросом об этическом благе и о политическом управлении. Ведь безусловной максимой для платонизма остаётся утверждение, что человек не может поступать неправильно, в том случае, если он знает каким образом следует поступать правильно. Поэтому все беды в мире происходит из-за неточного знания. Точное знание можно получить посредством воспоминания ("анамнеза") о мире идей, который душа созерцала до того, как была воплощена в нашем мире. Душа, в философии Платона, считается бессмертной и способной к перерождению. Исходя из этого, строится и космология, которая во многом наследует пифагорейским представлениям о всеобщей числовой гармонии, пронизывающей космос.
Важнейшими компонентами философии Платона являются также учение об эросе и учение об идеальном государстве. Тема эроса наиболее полно раскрыта в таких диалогах как "Пир" и "Федр", сила любви понимается как общий порыв к прекрасному, соединяющий противоположности и позволяющий душе вырваться за пределы ограниченного материального мира. Именно эротическое притяжение возникающее между благородной душой и идеей блага, позволяет осуществлять любой акт сознания.
Теория государства изложена в классическом одноимённом произведении, которое было создано Платоном в качестве своеобразного руководства для идеального правителя. Целью идеального государственного устройства Платон объявляет осуществление идеи справедливости, в качестве идеала политического управления. Ради этой цели он предполагает установление строгой кастовой системы, опирающейся на типизацию характеров.