Что такое соул джаз? Многие, особенно в наших широтах, убеждены, что — это музыка где-то в духе Джорджа Бенсона, когда он запел, т. е. переплетение красивых соул-мелодий с джазовыми гармониями, которые играются уважаемыми джазовыми музыкантами. Похожие примеры — Groover Washington, David Sanborn или, например, помоложе — Gregory Porter. Это не так. Это скорее Джордж Бенсон, пока он играл с Jack McDuff, Lou Donaldson и Lonnie Smith.
Соул джаз — музыкальное течение, которое сформировалось в США в конце пятидесятых, достигло апогея в шестидесятых и постепенно растворилось в других жанрах (но не исчезло полностью) в семидесятых.
Соул джаз появился в в результате смешения и пересечения нескольких стилей — hard bop, blues, rhythm and blues и музыки госпел. От хард бопа он взял более сложные (по сравнению с блюзом) гармонии и структуры, от блюза цепкие, основанные на риффе или простом мотиве мелодии. А вот от госпела — тот самый «соул», все вот это funky, в том смысле как это слово использовалось в то время, до появления фанка, как самостоятельного музыкального течения (ритм и пульсация, которые, если не заставляют вас плясать, то, как минимум, ритмично трясти головой).
В составе классической группы соул джаза в подавляющем большинстве случаев есть электроорган, барабаны, тенор или альт-саксофон, электрогитара и эпизодически бас (чаще басовую партию ведет органист). Это инструментальная музыка, вокал чаще всего используется как специя и шутка.
На мой взгляд, началось все с электроорганистов Bill Dogget, Wild Bill Davis, Milt Buckner и Doc Bagby, гитаристов Floyd Smith, Bill Jennings, Billy Butler, Mickey Bakerи саксофонистов Tab Smith, Earl Bostic. Позже это движение развилось и в шестидесятых эти группы стали появляться как грибы после дождя — ведь эту музыку можно не только слушать, под нее можно плясать всю ночь напролет — тут тебе и свинг, тут тебе и баллада, а тут тебе и настоящий блюз.
В шестидесятых самыми популярными, востребованными (два-три альбома в год) и двигающими эту музыку были молодые тенор-саксофонисты Willis Jackson, Rusty Bryant,Stanley Turrentine, Houston Person, Red Holloway, а так же музыканты более старой саксофонной школы вроде Arnett Cobb, Jimmy Forrest, Illinois Jacquet, Ike Quebec, Sonny Stitt, Gene Ammons и др. В мире электрооргана произошла настоящая революция, во главе которой стали Jimmy Smith, Jack McDuff, Richard Groove Holmes, Johnny ’Hammond’ Smith,Jimmy McGriff, Charles Kynard, Freddie Roach, Shirley Scott, Larry Young, Truddy Pitts и др. Не забудем и гитаристов: Grant Green, Melvin Sparks, Boogallo Joe Jones, Thornel Schwarz, а также такие культовые джазовые личности как Kenny Burrell и George Bensonне стеснялись играть угарный блюз под звуки электрооргана.
Ближе к середине шестидесятых, когда музыка фанк и соул (в привычном нам понимании) и танцевальные движения Boogaloo все больше набирали обороты, соул джаз стал заимствовать элементы этой музыки в своем звучании. Потому в дискографии музыкантов можно встретить целые грозди альбомов, где одна прыгучая прифанкованная тема сменяет другую, а каждая вторая композиция использует слово Бугалу в своем названии. Яркий пример — альбомы замечательного альт-саксофониста Lou Donaldson (послушайте, например, Alligator Bogaloo). Основным лейблом, который записывал всех этих музыкантов, был Prestige и, в меньшей степени, Blue Note.
В семидесятые эта музыка и музыканты, ее играющие, стали все больше смещаться в сторону фанка и постепенно утратили востребованность у публики.
Некоторая популярность вернулась в девяностых, появились новые современные группы (хотя в том, первоначальном виде, эту музыку они уже не играли), но джаз за это время шагнул далеко вперед, а танцевальная музыка приобрела совсем другие формы, всем нам хорошо знакомые, потому всплеск был не очень велик.
Вот почему эту музыку — в том виде, в котором ее играет Jan Korinek, — я называю ее Lost Art, утраченное искусство, это дань уважения тем ностальгическим и веселым годам ◼