Книга будет полезна для специалистов, развивающих франчайзинговую компанию. Содержит уникальную информацию, которую я нигде не встречал.
Несмотря на то, что в книге 173 страницы, подробно описаны все + и - франчайзинга, как разработать систему франчайзинга, как отбирать партнеров,как выстроить взаимоотношение с франчайзи, возможные проблемы и как их преодолеть, стадии развития франчайзинговой компании, структуры ДКК и договоров территориального развития и даже подробно описаны способы выхода в другие страны. Содержит только суть, хоть всю книгу переписывай в обзор :) Ну а мне нужно понять при каком раскладе лучше запустить франчайзинг, а когда лучше делать сеть филиалов. Скоро подкатят книги по филиальным сетям, будет интересно сравнить подходы.
Настоящий франчайзинг это когда компания:
• Продает права на товарный знак, техпроцесс, патент и связанные с ними репутацию, деловые связи и ноу-хау.
• В договор экономической концессии включены права на регулирование и контроль за работой лицензируемого предприятия
• Существуют разовые и регулярные платежи за услуги головной компании.
Франчайзингом ошибочно называют:
• Дистрибьюция товаров через сеть партнеров
• Большинство "франшиз" от последователей инфобизнесов
Главные плюсы франчайзинга для головной компании:
• Не нужны большие вливания капитала в отличии от филиальной сети. Франчайзи сами ищут деньги для открытия предприятий. Как следствие - большие темпы роста.
• Франчайзи движет интерес собственника, а не наёмного менеджера. Если он много лет жил на одном месте, он знает территориальные и административные нюансы в зоне открытия точки.
Существенные минусы заключаются в недостаточной гибкости:
• Прибыль которая поступит от франчайзи, будет меньше чем при открытии филиала
• Вы не сможете просто "уволить" франчайзи и "приказывать" им делать "то-то" и "то-то"
• Управляющей компании придется контролировать франчайзи, чтобы они соблюдали стандарты
• Франчайзи, в которого вы инвестировали деньги и время, может расторгнуть ДКК и сменить вывеску
• Во франчайзинговой сети сложнее вводить нововведения, особенно если они требуют капитальных затрат
• Подписав контракты по территориальному развитию, вы не сможете поменять стратегию развития сети
• Головной компании придется вложить много денег в обучение, переобучение, пере-переобучение франчайзи и его сотрудников иначе качество и соблюдение стандартов будет на низком уровне.
Плюсы для франчайзи заключаются в сниженных рисках ведения бизнеса:
• Головная компания обучает его всем нюансам бизнеса на основе наработанного опыта, помогает в открытии бизнеса
• Франчайзи сразу выигрывает, используя имя и репутацию головной компании. Не нужно строить бренд с нуля.
• Нужно меньше капитала для открытия бизнеса. Не нужно делать сайт, организовывать call-центр, разрабатывать стандарты итд.
• Франчайзи использует эффект масштаба: федеральный маркетинг, поставщики прожаты на низкие цены.
• Головная компания пылесосит идеи со всех франчайзи и масштабирует на всю сеть
Минусы для франчайзи:
• Головная компания будет контролировать франчайзи на предмет качества и соблюдения стандартов
• Франчайзи платит взносы за услуги оказанные головной компании
• Политика, проводимая головной компанией, может негативно повлиять на прибыльность франчайзи. У головной компании главное - выручка, а у франчайзи - прибыль.
• Непрофессиональные менеджеры в головной компании могут принимать тупые решения из-за которых будут страдать все франчайзи
• Вы можете потерять имидж по независящим от вас причинам. Например новость о том, что Елена Летучая обнаружила просрочку или продленные сроки годности у непорядочного франчайзи, повлияет на репутацию всех добропорядочных предприятий сети.