Найти тему

МОТИВАЦИЯ ИЛИ КАК ОСТАВАТЬСЯ НА СЕМЕЙНОМ ОБУЧЕНИИ КАК МОЖНО ДОЛЬШЕ.

В предыдущей статье я рассказала, как наш старший сын перешел на семейное обучение.

Для того же, чтобы не просто стать семейником, но и оставаться на этом интересном, хотя и трудном поприще, нужно четко осознавать: чего ожидать, в конце концов, от семейного образования?

Подумайте: ради чего вы хотите перейти на семейное обучение.
Подумайте: ради чего вы хотите перейти на семейное обучение.

И здесь у каждой семьи должна быть своя, четко определенная цель. Есть такой наглядный пример: капитан корабля вывел из гавани свое судно, но понятия не имеет, куда он плывет. Долго ли такое плавательное средство продержится на воде, если учесть, что на пути оно обязательно столкнется с бурями и штормами? Ответ очевиден: нет!

Поэтому так важно понять: зачем мне так нужно учить ребенка дома? Если вспоминать наш опыт, то причин было несколько.

Например, нам очень не нравилось вставать рано утром и идти в школу. В нашей семье весьма свободный график жизни. Особенно, если учесть, что иногда мы возвращаемся домой (после работы или других важных дел) в десятом часу вечера. А вернувшись, пока переоденешься, умоешься, поужинаешь (так как до 18.00 ужин никак не получается). Опять-таки, пообщаться хочется, когда вся семья, наконец, собралась вместе. В итоге, ложиться спать получалось в лучшем случае в 00.00, ну если очень постараться, то можно было и в 23.00. А спать нашему ребенку требовалось 10 часов, иначе он не высыпался никак. А вставать к первому уроку надо в 7.00, чтобы позавтракать, одеться и умыться. И хорошо еще осенью и весной. Но зимой…

-2

В результате, на каждом родительском собрании я выслушивала нотации от учителя: «Почему ваш Илья спит на парте до 10 утра?» Все мои попытки объяснить физиологические причины парировались: «А как же все остальные?» Это очень славный аргумент, но не для меня. Потому что все мы — индивидуумы, и если даже все 7,5 миллиардов людей на Земле способны спать по 7 часов и могут вставать с петухами, это никак не влияет на мое самочувствие. Поэтому 1,5 класса мы, буквально мучались.

Еще одним фактором перехода на СО была сильная перегруженность (с моей точки зрения) школьной программы. Я как-то села и подсчитала, сколько времени на обучение тратится у моего ребенка в школе и сколько дома. Если не считать именно 40-45 минут уроков, а в общем, во сколько ребенок вышел из дома и во сколько вернулся домой (если учитывать, что он СРАЗУ после уроков возвращается к себе, не задерживаясь нигде на прогулку) выходит около 5,5 часов. И это только в начальной школе. Все родители знают, что чем старше, тем больше времени проводит ученик в стенах учебного учреждения. Доходит даже до 8 часов в день. При 5-ти дневном обучении это 40 часов. Как у взрослых — 40-часовая рабочая неделя получается!

Когда же учишься дома, то время обучения сокращается в разы. Потому что индивидуальный подход помогает сократить часы. И тогда вместо 45 минут математики каждый день, на нее можно потратить 20 минут. А можно и 60 минут (если она дается очень тяжело).

Третья причина, почему мы решили перейти на семейное обучение, было плохое влияние сверстников. Я испытала почти шок, когда уже в 1-м классе среди одноклассников моего сына уже вовсю использовались сигареты и алкоголь. Как я потом выяснила, это не только в нашей школе. Такое распространено уже везде, к сожалению.

-3

А еще одна причина — мы очень часто разъезжали по городам. И в силу нашей работы, и потому что наши родственники живут далеко от нас. Каждый раз отпрашиваться, чтобы ребенка отпустили «по семейным обстоятельствам» нам казалось затруднительно. С переходом на СО мы в полной мере ощутили свободу. Если есть необходимость или просто желание куда-то уехать, вопрос только в деньгах и наличии билетов.

Если учитывать опыт других родителей-семейников, можно подчеркнуть еще желание дать более качественное, в сравнении со школой образование. И это понятно. Такие родители, желая, чтобы их дети не отвлекались от учебы и не испытывали давление одноклассников (ведь тянущихся к знаниям принято презрительно называть «ботаниками»), сами обучают своих детей. А еще нанимают репетиторов. Бывает, что дети намного быстрее осваивают школьную программу и экстерном «перескакивают» через классы.

Но даже если не ускорять темп обучения, семейное образование лучше помогает подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ, так как почти все свое время повзрослевшие и научившиеся уже самостоятельно учиться подростки тратят уже на углубленное освоение выбранных ими для сдачи экзаменов предметов.

Бывает и наоборот. Некоторые родители с самого начала понимают, что высшее образование не для их детей. Дело может быть в способностях, а может быть и в практичности. Не секрет, что рабочие специальности на сегодняшнем рынке труда более востребованы, чем юридические, экономические и т.п. Поэтому и решают обходиться минимумом обязательных по ФГОС дисциплин, что является правом обучающихся на СО.

А кто-то хочет вместо многочасового изучения школьной программы уделить внимание развитию своих технических или творческих способностей. Если учесть, как сказано выше, что ребенок проводит до 40 часов в неделю в школе, а еще дома надо потратить по 2-3 часа (в лучшем случае) на уроки, а это еще 10-15 часов. То спортсмену, музыканту или программисту попросту неоткуда взять время и силы. Ведь еще надо отдохнуть и погулять, потому что молодость — подходящая пора для этого.

И, наконец, бывает особенность ребенка такова, что ему крайне трудно находится в детском большом коллективе. Или заболевание, или чрезмерная мнительность, или, наоборот, излишняя ранимость. И если в клубе по интересам такого ребенка с удовольствием примут и окружат дружбой, то в школе часто такие дети подвержены агрессивной атаке. Что далеко не все способны преодолеть и выдержать. И тому немало примеров в Интернете...

Итак, причин переходить на СО — великое множество. Но опять возникает вопрос: а КАК мы сможем обучать ребенка сами, если мы уже давно закончили школу, а программа сейчас такая трудная? В этом помогут замечательные интернет-ресурсы, о которых мы поговорим завтра.

С уважением, Наталья Семейник.