Какое искусство оказывается возможным в эпоху клипового мышления и культуры селфи? Может ли поколение миллениалов переизобрести художественный жест? И при чем здесь Instagram?
Кажется, что появление Instagram-музеев было просто неизбежно. Так, искусство обращается к интерактивным форматам, играет на актуальных трендах и осваивает язык новых медиа. Тем временем, аккаунты в модной социальной сети начинают все больше напоминать галереи.
Неожиданно, но в этом формате может существовать не только карамельная поп-культура, но и разговор о серьезных социальных проблемах или современное искусство. Так, даже феминизм начинает менять свое революционное выражение лица на постмодернистское кокетство, заигрывая с подписчиками Instagram.
Недавно список Instagram-ready pop-up музеев пополнил феминистский проект The Lady Thing. Проект – это инсталляция, рожденная в социальных медиа. Она визуализирует «женскую» повестку – борьбу с харассментом, gender gap в зарплатах и проблемы неравенства. Проект существует не только в Instagram, но и выходит в оффлайн-пространство. Так, в августе интерактивная экспозиция будет представлена в Сан-Франциско: посетители смогут пересечь «море объективации» и вскарабкаться по «корпоративной лестнице».
Кажется, это неплохой способ привлечения внимания. После повальной волны #meetoo феминизм становится «новым черным», то есть, стремительно входит в моду. Если раньше к вопросам неравенства обращались сугубо академии и серьезные художницы, теперь ответы на них мы получаем в твитах и мемах.
Когда границы между искусством и активизмом давно смещены, обращение художников к социальным и политическим темам – не новшество: искусство становится все более чувствительным к несправедливости, дискриминации и политическим коллапсам. Инструментарий современного искусства позволяет ему трансформировать реальность и быстро реагировать на все ее несовершенства.
Но сейчас мы сталкиваемся со все большим размытием границ – активизм и искусство постепенно сплавляются с поп-культурой и перетекают в ленту Instagram. Обесценивает ли «селфи-феминизм» борьбу на оффлайн-фронтах или становится единственно возможным языком для разговора о gender gap и домогательствах с широкой аудиторией?
Авторы проекта говорят, что их цель – не обезопасить нас от серьезного разговора, но поместить его в неожиданный контекст: тем самым, сделать «острую» тему менее пугающей.
Pop-Up – это спонтанный тренд подвижной современной культуры или долгоиграющий формат, привыкать к которому придется даже серьезным игрокам на арт-сцене? Насколько далеко искусство может зайти после Флюксуса и реди-мейдов мы наблюдаем уже сейчас – и, похоже, язык поп-культуры и новых медиа оказывается все более адекватным современным реалиям.