Найти в Дзене
Правмир

"Тебе к психотерапевту нужно, а не к священнику"

Не все болезни лечатся молитвами, а большинство из нас имеет серьезные душевные и психологические проблемы – утверждает мудрый архимандрит Андрей (Конанос).

Как часто приходится слышать: «И зачем я женился? Не думал, что делаю! Я так добивался своего, а теперь как мне быть?» Ну, раз в свое время ты приложил столько усилий, сейчас нужно попытаться спасти то, что еще возможно. Если чашка треснула, но не разбилась, - ее можно склеить. Живи дальше, пробуй отыскать в вашей совместной жизни поводы для радости и счастья, чтобы снова полюбить своего супруга. Так можно себе помочь.

Одна женщина мне на это говорила:

- Но я не могу любить его! Мы совершенно разные! Не могу!

Я сказал ей:

- Попробуй найти в нем что-то хорошее – в его характере, в поведении. Ведь вы родили двоих детей – неужели тебе это ни о чем не говорит? Помоги сама себе.

А другой женщине я как-то сказал:

- Может быть, тебе нужна помощь?

- Вы мне поможете? – спросила она.

- Я не всё могу.

- Что вы имеете в виду?

- Возможно, тебе стоит обратиться к психотерапевту.

Почему нет? Ведь если ты сломаешь ногу и придешь с переломом ко мне, разве я не отправлю тебя к ортопеду? Я вижу, что твои нервы расшатаны, а душа не знает, как справиться со всеми проблемами и тревогами, которые не исчезают при молитве. Сломанная нога не лечится молитвами, и я отправляю тебя к врачу вовсе не потому, что являюсь плохим священником. И сейчас я таковым не являюсь, когда, видя твои душевные проблемы, советую обратиться к психотерапевту.

Исходя из своего небольшого опыта общения с людьми на исповеди, я могу утверждать (и вы сами это признаете, если будете честны перед собой), что большинство из нас имеет серьезные душевные и психологические проблемы. Это не значит, однако, что теперь все срочно должны начать пить таблетки (хотя в некоторых случаях есть такая необходимость). Это значит, в первую очередь, что у нас нет баланса, гармонии и спокойствия. Мы не здоровые люди. Потому что у здорового человека не бывает так, что утром всё прекрасно, в обед – всё ужасно, а вечером ты жалеешь о том, что было с утра. Ненормально в восемь часов обниматься, а в десять – ругаться. Это ненормальное поведение. Значит, есть какая-то проблема.

А если вместо того, чтобы посмотреть проблеме «в глаза», замалчивать её и прятаться, то она никуда не исчезнет.

-Отче, помолитесь обо мне!

- А что с тобой?

- У меня депрессия.

Хорошо, помолюсь. Но я не берусь утверждать, что депрессию можно прогнать одной молитвой. Если дело серьезное, нужно пойти и проконсультироваться. И когда человек обращается за помощью - это, скажу я вам, признак большого смирения, мудрости и зрелости. Так что ничего постыдного здесь нет.

Самый разумный человек – тот, который при появлении какой-то проблемы или искушения знает, куда обращаться. Так что те из вас, кто обращается к специалистам - в любой области, - достойны аплодисментов. Почему? Потому что гораздо лучше прийти к врачу или священнику с вопросом, кто неправ – ты или твой муж, чем постоянно выяснять это с мужем. «Отче, у меня в семье проблемы. Мы постоянно выясняем с мужем отношения. Отче, моя жена, в которую я был так влюблен, сейчас меня совершенно не интересует. Что я делаю не так?» Те же вопросы можно задать и психотерапевту.

«Съем просфорку, и всё пройдет!» - говорит женщина в храме. Видишь ли, просфоры, пять хлебов - это замечательно, но если не войти в соприкосновение с собственным «я», если не обсудить проблему, - она никуда не денется. Вопросы так не решить. И молитвы здесь не помогут – если не начать лечить рану, которая болит. Вылечить женщину с комплексом неполноценности, страдающую от неуверенности, страхов и перепадов настроения, одной молитвой невозможно. Нужно, чтобы она сама увидела, что с ней происходит. Чтобы вспомнила свое детство, как ее растили родители – совсем не поздно сделать это сейчас, так можно спасти свой брак.

В любом случае, если мы поймем это, то станем гораздо счастливее. Если поймем, что жизнь, несмотря на то, что она прекрасна и благословлена Богом, - всегда трудна, трагична и противоречива.

Перевод Елизаветы Терентьевой специально для "Правмира"