Если с датой появления звукового кино все более-менее однозначно, так как отчетом эпохи звукового кино является появление звуковой дорожки на кинопленке, то с историей появления цветного кино не все так просто.По большому счету, цвет был в кино с самого начала. Сами пленки конечно были черно-белыми, но их раскрашивали вручную. Первым раскрашенным фильмом считается фильм выпущенный студией Томаса Эдисона «Танец Лои Фуллер» (Annabelle Serpentine Dance, Танец бабочки), сделанный еще в 1895 году.
Фильм "Танец Лои Фуллер", 1895 г.
Ручное окрашивание пленки было трудоемким и требовало содержания большого штата художниц. Однако, популярность раскрашенных фильмом оправдывала затраты. Распространение получила практика окрашивания нескольких копий популярных фильмов и параллельный прокат раскрашенных и черно-белых вариантов. С целью хоть как-то систематизировать и удешевить раскрашивание фильмов в обиход вошла техника трафаретного окрашивания. Печатался дополнительный экземпляр пленки, покадрово вырезались места, требующие окраски. Созданный трафарет затем накладывался на полноценную пленку и окрашивался.Более распространенным долгое время оставалась технология вирирования (тонирования) пленки. Ее применение было намного более дешевым и скоростным. Отдельные кадры черно-белой ленки в соответствии с настроением изображаемого химическим способом окрашивались в одноцветный оттенок. Например, сцены с пожаром окрашивались в оттенок красного, небо или море – в оттенок синего и т.п.
Эпизод фильма "Собачье сердце", 1988 г., реж. В. Бортко. Черно-белая пленка фильма полностью тонирована в оттенок коричневого цвета (сепию).
Параллельно множество исследователей работали над созданием возможности запечатлевать цвет непосредственно во время съемки фильма. Были созданы многочисленные технологии, такие как «Cinecolor», «Kinemacolor», «Technicolor» и многие другие. Признание и широкое распространение получила к 1930-м годам технология «Техниколор». Суть технологии, позволившей снимать цветное кино заключалась в следующем. Съемочное оборудование оснащалось световыми фильтрами красного и зеленого цвета. Запечатлеваемое изображение проходя через каждый фильтр преломлялось сквозь призму камеры и копировалось на отдельную пленку. Таким образом, одновременно создавалось два образа запечатленного изображения, на каждой отдельной пленке отражалось только то изображение, которое соответствовало цвету фильтра. Полученные пленки затем тонировались в дополнительные цвета (зеленую пленку тонировали в пурпурной краске, красную пленку – в голубой) и две эти пленки склеивались. В результате этих действий и получались цветные фильмы.Описанная технология претерпела множество совершенствований. Добавилась третья пленка, запечатлевающая отдельно и синие тона изображения. Трехцветная технология «Техниколора» уже обеспечивала полноценную цветопередачу. Несмотря на большую стоимость и техническую сложность, с 1930-х по 1955-е на трехпленочных аппаратах «Техниколор» было снято большинство цветных фильмов Голливуда.
Эпизод фильма "Унесенные ветром", 1939 г., реж. В. Флеминг. Снят с помощью трехцветной технологии "Техниколор".
В конце 1930-х годов уже появляются технологии, позволяющие снимать цветные фильмы без использования фильтров на кинооборудовании. Место трех отдельных цветовых варианта пленок заняла одна единственная пленка, имеющая несколько слоев. Бельгийская фирма «Agfa» первая в мире начала производить цветную многослойную кинопленку. Следом Джордж Истмен, которому принадлежала компания Кодак и который сыграл решающую роль на заре кинематографа, снабдив первые киноаппараты пленкой, вывел на рынок многослойную цветную пленку «Kodacolor». Распространение многослойных цветных пленок к 1960 годам полностью заменило другие технологии в цветовом кино, однако, не искоренив полностью черно-белые фильмы. Черно-белое кино живо и сегодня, являясь одним из примеров использования технических ограничений прошлого в качестве творческих приемов современности.
Трейлер фильма "Плезантвиль", 1998 г., реж. Г. Росс. В фильме обыгрывается взаимодействие черно-белого и цветного миров.
Можно сказать, что появление качественных цветных фильмов к 1930-ым годам не воспринималось зрителями как некий прорыв, в отличие от появившегося в те же годы звукового кино. Эволюция цветопередачи в кинематографе происходила поэтапно и довольно медленно. Она не стала в отличие от других технических новинок причиной передела кинорынка.Лишь в конце 1950 – начале 1960 г. цветное кино становится не просто разноцветной версией черно-белых фильмов, а вырабатывает собственную эстетику. Цвет превращается в творческий инструмент, несущий самостоятельное значение и смысл.
Цвет – это интерпретация окружающего мира в сознании человека, возникающая в результате обработки сигналов, поступающих от светочувствительных клеток глаза - колбочек и палочек.Свет воздействует на фоточувствительные рецепторы глазной сетчатки, а те потом вырабатывают сигнал, передаваемый в мозг. Получается, что восприятие цвета формируется сложным образом в цепочке: глаз (нейронные сети сетчатки и экстерорецепторы) – зрительные образы головного мозга. Глаз человека реагирует на три первичных тона: синий, зеленый и красный. А мозг воспринимает цвета как комбинацию этих трех основных красок. Восприятие цвета человеком меняется в зависимости от условий окружающего мира. Так, один и тот же тон выглядит по-разному при свете свечей или при солнечном освещении.