Этот материал поможет вам лучше понимать основные принципы работы со светом и добиваться более выразительных снимков.
Нас постоянно окружают разные источники света. Они светят снизу, сверху, справа, слева, а часто даже сразу с нескольких сторон.
Действие света мы видим по теням, которые отбрасывают непрозрачные объекты. По этим теням зритель понимает пространственную форму и объём снимаемой сцены.
Если источников света несколько (как на фото сверху), то и теней может быть намного больше, чем нужно зрителю. Более того, эти множественные тени будут нас путать, если фотограф неумело ими воспользовался. Поэтому, чтобы научиться управлять светом, лучше начать с одного источника и только после долгих тренировок усложнять световую схему.
Направления освещения, несмотря на всё их многообразие, можно разделить на 4 основные группы, у каждой из которых есть свои особенности:
Фронтальное
Направлено примерно с того же места, где располагается фотоаппарат. Таким образом, тени, которые отбрасывает предмер, «спрятаны» за этим объектом. Мы не можем точно оценить размер и форму этих теней, а значит, нам сложно понять объёмные характеристики этого объекта.
Такое освещение часто называют «плоским». Типичный случай плоского освещения – вспышка, встроенная в фотоаппарат.
Диагональное
Чем дальше мы отодвигаем источник света от объектива, тем лучше видим очертания теней на объекте съёмки. Такое освещение самое распространённое у фотографов, так как позволяет показывать форму и объём, не слишком сильно уводя в тень важные элементы.
На форму и направление теней также влияет более высокое или низкое положение источника света.
Боковое
Когда свет направлен сбоку (под углом 90° к направлению объектива), мы видим тени максимально длинными, но это скорее мешает нашему восприятию объекта. Ощущение объёма велико, но светотеневой рисунок плохо читается.
Используйте такое освещение в крайних случаях, особенно если фотографируете лицо человека.
Контровое
Когда свет направлен прямо в объектив фотоаппарата (но может не попадать в кадр), то он скользит по поверхности объекта, освещая только его контуры. Если контровое направление света является единственным, то мы увидим чёткий силуэт снимаемого объекта.
Такое освещение чаще всего используется, как вспомогательное.
Чем длиннее и выразительнее тени, тем лучше проявляется фактура предметов (все неровности и особенности строения).
В пейзаже это часто на руку, так как увеличивает глубину кадра. Если с боковым светом снимать человека, нужно быть внимательным, ведь все дефекты кожи и морщинки модели будут проявляться очень хорошо.
При работе со светом в портрете нужно быть особенно осторожным с выбором направления источника. Тени от носа, губ, надбровных дуг и других деталей должны показывать зрителю правильную форму головы снимаемого человека. Допустив ошибку, можно сильно исказить черты лица вплоть до неузнаваемости. Наиболее часто встречающимися ошибками являются нижнее и крайне высокое освещение.
Нижнее освещение
Проявляется характерным образом: тёмный нос и лоб; тени от щёк падают под глаза, создавая иллюзию синяков. Такое освещение встречается в жизни не часто, поэтому непривычно для нашего глаза.
Использование нижнего света оправдано в том случае, если сюжет это подразумевает (свет от костра, ноутбука), либо для создания особых творческих эффектов (например, для устрашения).
Крайне высокое освещение
Несмотря на то, что мы привыкли наблюдать друг друга при верхнем свете, крайне высокое положение источника может привести к неприятным эффектам: очень светлый нос и лоб; тени от надбровных дуг опускаются на глаза; тень от носа перекрывает рот, шея исчезает в тени.
Всегда старайтесь, чтобы свет освещал глаза так, чтобы в них был виден блик. Это придаст глазам жизненности и в большинстве случаев избавит портрет от неприятных теней на лице. Иногда фотографы используют нижнее и крайне высокое освещение для создания особого эффекта.
Не стоит забывать, что каким бы сложным ни был световой эффект, он должен быть оправдан сюжетом. Не стоит гоняться за сложным светом от множества источников и пробовать модные световые схемы. Часто свет, который нас окружает, вполне пригоден для съёмки. Достаточно посмотреть по сторонам и найти правильную точку съёмки.