Советская педагогика — мировое наследие, которым пользуются не только ученые — педагоги и детские психологи, но и многие современные родители. Вот 5 принципов, которые помогут справится даже с трудным возрастом. Почему любить не значит баловать и что опасного в раннем развитии.
Детство — не постоянный праздник
Сейчас этого принципа придерживаются всё реже, ограждая ребенка от сложностей и стараясь дать ему самое лучшее. Да и многий труд, особенно домашний, заменен автоматикой. Но, как утверждает Василий Сухомлинский, а вслед за ним и многие педагоги, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда.
Нравственный облик личности, в конечном счете, зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое труд, напряжение, он вырастет эгоистом, будет глухим к людям.
Не скрывайте от детей негативных эмоций
Пусть с детства в сердце ребенка живёт тревога за родную мать, отца, бабушку и дедушку; пусть грустит и болит детское сердце, если у родных что-то неблагополучно, пусть ночью не спит ребенок, думая о матери и отце. Не оберегайте его от этих тревог, от этой боли: будете оберегать, вырастет человек с каменным сердцем, а в каменном сердце нет места ни для сыновней преданности, ни для отцовской ласки, ни для великих идеалов.
Второй принцип от Сухомлинского логично вытекает из первого, хотя и спорит с популярной теорией позитивного мышления.
Любовь нужна требовательная
Это базовый принцип Антона Макаренко, кого ЮНЕСКО признала одним из четырех великих педагогов ХХ века. Мы требовать должны с себя и детей, но в каждом случае предъявлять исключительно посильные требования. Всякое превышение может только калечить.
Родительское требование к себе — то, с чего следует начать. Потому что собственное поведение — решающая вещь. Ребенок воспитывается не только тогда, когда с ним разговаривают, или поучают его, или приказывают ему. Ребенок воспитывается в каждый момент жизни, даже тогда, когда взрослых нет дома.
Раннее развитие так же плохо, как и ранее
Сегодня, когда ранние успехи детей — повод для гордости, и на этом выстроен огромный бизнес, принцип Льва Выготского воспринимается особенно недоверчиво. Тем не менее с ним согласны и многие современные ученые-нейробиологи: важно правильно определять реальный уровень развития ребенка, не пытаться вложить в голову ребенка максимум знаний, a понимать и использовать ресурсы мозга.
Четырехмесячного нельзя научить говорить, а двухлетнего — невозможно научить грамоте. Для детей очень важно начать учиться вовремя. Вовремя — это когда мозг готов к этому. А если мозг не готов, то обучение будет больше похоже на дрессировку, что опасно.
Постоянный страх растит трусов
Там, где все строится на наказаниях и вечном страхе, нет самовоспитания, а без самовоспитания не может быть нормальным и воспитание вообще. Наказание уже освобождает воспитанника от угрызений совести, а совесть — это главный двигатель самовоспитания.
По утверждению ещё одного классика советской педагогики Константина Ушинского, воспитание строится на доверии, но доверие, безусловно, должно быть заслуженным. Если ребенок вас обманул, не надо бездумно прощать, но надо давать возможность исправиться.