В США музыка и танцы с появлением в 1927 г. звукового кино стали центром притяжения кинематографистов надолго. Мюзиклы с их поющими и танцующими звездами стали занимать умы множества поклонников. Однако, у развлекательных и музыкальных картин появлялось все больше и больше конкурентов, отражающих суровые будни реальной жизни американцев, живущих в условиях массовой безработицы и безденежья.
Вместе с экономическим кризисом на экраны кинотеатров пришли картины отражающие проблемы рабочего класса. Несмотря на ограничения, принятые вместе с производственным кодексом, 30-е годы прославились изобилием кинолент, в центре внимания которых была судьба «маленького человека» и отображение жестокой реальности. Яркими примерами являются фильмы «Новые времена» (Чарли Чаплина) и «Гроздья гнева» (Джона Форда).
Если немое кино прославилось в большей степени комедиями, то в 30-е годы комические сюжеты потеснились сюжетами, имеющими больше драматизма. Огромный рост получили фильмы в жанре ужасов. Именно тогда были сняты первые «Дракула» (1931), «Франкенштейн» (1931) и «Кинг-Конг» (1933), до сих пор занимающие место на больших экранах.
Развитие организованной преступности в стране нашло свое отражение на экранах в качестве множества гангстерских и полицейских фильмов (например, оригинальный фильм «Лицо со шрамом», прототипом главного героя которого является Аль Капоне, был снят в 1932 году Говардом Хоуксом).
Уже сложившаяся традиция киностудий снимать крупные проекты сохранялась и во времена Великой депрессии – киностудии продолжали выпускать высокобюджетные картины. Например, одними из самых известных фильмов тех времен являются цветные масштабные постановки, такие как «Унесенные ветром» (1939) (бюджет 3,9 млн долл) и «Волшебник страны Оз» (1939) (бюджет 2,7 млн долл), снятые компанией MGM.
Европейские страны переживали кризис по своему. Им пришлось столкнуться не только с трудностями экономического положения в мире, но и догонять США, которые опередили всех с появлением звукового кинематографа.
Однако самый большой удар по кинематографу состоял в том, что начавшие формироваться крупные кинокомпании, которые в перспективе могли составить значимую конкуренцию американским производителям, вынуждены были отказаться от своей деятельности. Так, во Франции крупные компании Пате и Гомон разорились, производством фильмов занимались небольшие и крайне нестабильные компании. Это негативно сказалось на экономических показателях кинематографа, однако положительно отразилось на самих фильмах.
Без гегемонии крупных компаний и вложения больших денег, французские кинематографисты получили большую творческую свободу. Именно тогда ярко проявила себя свойственная и для сегодняшней Европы тяга к реалистичному кино.
Французское кино тех годов достигло значительных художественных успехов, снимая фильмы наполненные психологическим и бытовым правдоподобием. Кино в большинстве своем обращалось к проблемам простых людей, так Рене Клер в фильме «Свободу нам!» (1932) в сатирической форме изображает эксплуатацию рабочих, а Жан Ренуар в «Великой иллюзии» (1937) рассказывает историю пленных офицеров во времена Первой мировой войны.
Намеченный в это время путь развития кинематографа во многом определил позицию кинематографа Франции в последующие годы.
В Италии и Германии, которые захватывала идеология фашизма, и в СССР, который захватывала идея коммунизма, кинематограф стал жестко контролироваться цензурой.
В странах вводились протекционистские меры, ограничивающие отечественное кино от засилия американского, так называемого «капиталистического» кино. Но если в Италии кино осталось в большей степени самостоятельной сферой производства, то в Германии и в СССР кинопроизводство велось исключительно государственными студиями и строго контролировалось.
К этому времени государственные чиновники уже осознали, что кинематограф может служить не только гедонистическим и познавательным мотивам, а способно конструировать ценности и мировосприятие зрителей. Соответственно, кинематограф в этих странах сосредоточился на выпуске идеологических, пропагандистских картин, балансируя их множеством развлекательных и обыденных сюжетов. В историю снятые в этот период фильмы вошли только как исторический документ, и мало что из снятого в те годы ценится в творческом смысле.
До 1933 года, когда в Германии была установлена фашистская диктатура, немецкие режиссеры сняли множество ценимых в творческом смысле фильмов, которые считаются пророчеством будущих ужасов фашизма и войны. Наиболее известны работы Фрица Ланга «Метрополис» (1926) и «М» (1931).
Когда мы говорили о первых годах зарождения кинематографа, мы упомянули, что всего лишь в течение 1-2 лет кино распространилось по всему миру. Кинематограф начиная с 1896 года активно развивался практически во всех странах мира. Чем больше и богаче были страны, тем быстрее и шире распространялось кино. Оно не только экспортировалось и демонстрировалось зрителям, но также как и в Европе и Америке, снималась и распространялась собственная кинопродукция.
Такие национальные школы кинематографа развивались и достигали довольно высоких результатов и в странах Азии, и в Индии, и в Арабских странах. Однако мы не рассматривали историю их развития, по нескольким причинам.
Во-первых, производимая ими продукция распространялась исключительно внутри собственной страны и на территории ближайших регионов, так как национальные школы не имели каналов дистрибуции.
Во-вторых, довольно долгое время кинематограф за границей США и Европы оставался вторичным и догоняющим, как с технической, так и с творческой стороны.
В-третьих, производство кинофильмов вплоть до 1930-х годов оставалось либо кустарным либо имело высокую конкуренцию мелких компаний. К 1930-ым годам во всех странах, в которых присутствовало существенное кинопроизводство, формируются крупные киностудии, стабильные киносети, появляются кинозвезды. Кино становится значимой частью не только культуры и экономики.
Таким образом, лишь к 1930-ым годам в таких странах как Япония, Китай, Индия, Австралия, Дания, Швеция и др. кино приобретает достаточную мощь, чтобы создавать ценные для истории мирового кинематографа фильмы. Но начавшееся интенсивное развитие национальных школ кинематографа было опять же приторможено экономическим кризисом и последовавшими за ним военными действиями.
Кино во время мирового экономического кризиса уже во всем мире стало значимым феноменом. В большинстве стран мира развернулось собственное кинопроизводство. Кинематографисты, снимая кино, ориентировались на внутреннего зрителя, даже Франция отошла от идеи активного экспорта кинопродукции, приняв капитуляцию перед натиском Голливуда. Страны пошли по пути отграничения от американской продукции, введения различных квот и одновременной поддержке национального кинопроизводства. К тому же распространившееся в этот период звуковое кино диктовало идею малой универсальности киновосприятия.
Только США оставались верны идее массовой дистрибуции кинопродукции, в которой они уже к этому времени достигли огромных успехов.
Единственной страной, которая довольно быстро поняла бесперспективность искусственного ограничения ввоза голливудской продукции и слабость изолированного национального кинопроизводства, стала Великобритания.
Когда немое кино сменилось звуковым, Великобритания осталась в плюсе – общий английский язык не предрекал никаких проблем с развитием и распространением собственной кинопродукции, к тому же экономический кризис на стране не отразился.
Однако к концу 1930-х годов стало ясно, что конкурировать с Голливудом для Великобритании очень сложно и дорого. Даже внутренний рынок сдался под натиском американской продукции. И в этот момент Великобритания предприняла шаг, который как оказалось в дальнейшем был самым верным. Вместо ожесточения квотирования, ограничивающего ввоз и распространение зарубежных лент, Великобритания начинает плотное сотрудничество. С этих пор стало возможным снимать совместные англо-американские фильмы. Тем самым Великобритания не только поддержала высокий уровень своей кинопродукции, но и сама стала значимой частью Голливуда. Тесные связи королевства с фабрикой грез породили таких мировых звезд как Альфред Хичкок, Вивьен Ли (сыгравшей в голливудских «Унесенных ветром»), Лоуренс Оливье и др.