В Москве до начала сентября работает выставка художника, который вывел стрит-арт на новый уровень. Это Бэнкси — человек, чья личность до сих пор остается загадкой. Остроумные мистификации и рискованные проекты сделали его звездой мира искусства.
Московская выставка Бэнкси, кстати, первая в нашей стране, занимает целый этаж ЦДХ. Там около ста работ. Все пространство задрапировано черной тканью и поделено на несколько секций в зависимости от тематики работ. Особенно порадовал зал, где показаны работы на тему современного и классического искусства. Бэнкси безжалостно смеется над арт-рынком, обводит его вокруг пальца.
Работы Бэнкси транслируют левые взгляды: он против войны, капитализма, консюмеризма, империализма, фашизма, его волнуют проблемы современного мира, границы свободы человека и состояние умов.
Мое мнение — посмотреть выставку надо обязательно, если у вас есть такая возможность. Правда, цены кусаются, много раздражающей рекламы спонсоров (не на самой экспозиции, а в пространстве перед ней).
Почему Бэнкси стоит внимания? Во-первых, это крутая возможность посмотреть на подлинные работы художника, который еще при жизни вписал свое имя в историю искусства. Во-вторых, таинственная личность Бэнкси — один из залогов его успеха и постоянного внимания; в-третьих, его работы могут привлечь всех: они эстетически привлекательны для тех, кто просто любит хорошие выставки, дают пищу для размышлений тем, кого волнуют проблемы современности, а любителей искусства радуют остроумными цитатами и пародиями на классику. И последнее: Бэнкси — это художник, которому есть что сказать этому миру. Именно своими высказываниями он так силен. Еще один фактор — он породил целое явление в искусстве, в частности, в уличном. На мой взгляд, в современном искусстве чисто техническая сторона давно ушла на второй план, хорошего художника выделяет не умение рисовать, а именно сильные, в идеале — революционные, идеи.
Лайфхак: в самом конце выставки есть корнер с сувенирами. Там продаются, среди прочего, альбомы с работами художника. Так вот, не поддавайтесь первому порыву и не покупайте их там, а лучше поищите в интернете. Оба альбома продаются сильно дороже, чем в книжных магазинах.
Мое знакомство с Бэнкси началось, когда в московских кинотеатрах показывали фильм «Выход через сувенирную лавку» (2010). Он рассказывает историю странноватого француза Тьерри Гетта, который в какой-то момент оказывается в кругу уличных художников. Он им помогает, всюду ходит за ними с камерой и документирует их искусство. Круг его знакомых становится все шире, пока однажды Тьерри не знакомится с Бэнкси. Он начинает снимать его работу, готовит вместе с ним провокационные акции в Лос-Анджелесе. В конце концов художник натолкнул Тьерри на мысль сделать фильм из всех его записей — за годы скопились десятки тысяч часов видео. Но у француза получается что-то несуразное. Тогда Бэнкси берет монтаж в свои руки, а Тьерри перевоплощается в художника по имени Мистер Мозгоправ (Mr. Brainwash). Он открывает гигантскую выставку современного искусства, которую создавали специально нанятые люди, но по его заказу. Успех этой выставки становится насмешкой над арт-рынком — вторичные работы Тьерри продаются за огромные деньги.
До сих пор идут споры, самостоятельное явление Мистер Мозгоправ или же это очередная саркастичная мистификация Бэнкси. Очень советую посмотреть фильм.
Анонимность Бэнкси — ужасно заманчивый вызов. Существуют три версии относительно того, кто же скрывается за черным капюшоном. Первые два варианта — это англичанин по имени Роберт/Робин Бэнкс или Робин Каннингем. Есть основания полагать, что это основатель группы Massive Attack Роберт Дель Ная. Это версия появилась в 2016 году. А чуть позже друг Дель Ная диджей Goldie упомянул в интервью его имя в контексте творчества Бэнкси: «Напишите граффити-шрифтом на футболке „Бэнкси“ — и всё, готово, можно продавать. При всём уважении к Робу, я думаю, он замечательный художник, он изменил мир искусства». В 2018 году подоспела новая версия: Бэнкси — это Джейми Хьюлетт, британский художник, создатель группы Gorillaz.
Так или иначе, пока настоящее имя художника остается загадкой. Но и он сам уже давно не одинокий художник: на него работают пиарщики, маркетологи и юристы. Бэнкси даже создал специальную «службу», которая подтверждает подлинность его работ.
Согласно наиболее распространённой версии, Бэнкси родился примерно в 1974 году в английском Бристоле. Его путь в граффити начался в 1990-е годы. Слава Бэнкси начала стремительно распространяться по миру в 2000-е годы. Тогда он уже придумал свой фирменный прием — для создания рисунков пользоваться трафаретами. Это позволяло наносить граффити быстро и не попадать в руки полиции. В 2002 году прошла первая персональная выставка в лос-анджелесской галерее «33 ½». Его работы стали покупать знаменитости. В 2009 году под натиском Бэнкси пал и классический музей — Бристольский. Художник становится не только знаменитым, но и дорогим: в 2013 году граффити «Рабский труд» (создана в 2012 году в ответ на празднование 60-летия правления королевы Елизаветы II) купили на аукционе за 750 тыс. фунтов. В Нью-Йорке в 2013 году Бэнкси тайно продавал свои холсты всего за 60 долларов, хотя их реальная стоимость была в сотни раз выше, но только покупатели не всегда это понимали. 2015 год был отмечен новым рискованным и резонансным путешествием в Сектор Газа, где он оставил граффити с изображением котенка. В июне этого года граффити Бэнкси стали появляться в Париже.
У Бэнкси всегда было много и поклонников, и критиков. Последние обвиняли его в вандализме, заимствовании чужих идей, поверхностных образах и т.п. Так или иначе, сложно отрицать, что этот художник стал культурным феноменом своего времени.