Найти тему
Я рисую

Бэнкси — гений, мистификатор и провокатор

Разрисованный живой слон – один из самых спорных жестов Бэнкси. Фото: banksy.co.uk
Разрисованный живой слон – один из самых спорных жестов Бэнкси. Фото: banksy.co.uk

В Москве до начала сентября работает выставка художника, который вывел стрит-арт на новый уровень. Это Бэнкси — человек, чья личность до сих пор остается загадкой. Остроумные мистификации и рискованные проекты сделали его звездой мира искусства.

Московская выставка Бэнкси, кстати, первая в нашей стране, занимает целый этаж ЦДХ. Там около ста работ. Все пространство задрапировано черной тканью и поделено на несколько секций в зависимости от тематики работ. Особенно порадовал зал, где показаны работы на тему современного и классического искусства. Бэнкси безжалостно смеется над арт-рынком, обводит его вокруг пальца.

Работы Бэнкси транслируют левые взгляды: он против войны, капитализма, консюмеризма, империализма, фашизма, его волнуют проблемы современного мира, границы свободы человека и состояние умов.

Мое мнение — посмотреть выставку надо обязательно, если у вас есть такая возможность. Правда, цены кусаются, много раздражающей рекламы спонсоров (не на самой экспозиции, а в пространстве перед ней).

«Брекзит» (2017). Фото: wikipedia.org
«Брекзит» (2017). Фото: wikipedia.org

Почему Бэнкси стоит внимания? Во-первых, это крутая возможность посмотреть на подлинные работы художника, который еще при жизни вписал свое имя в историю искусства. Во-вторых, таинственная личность Бэнкси — один из залогов его успеха и постоянного внимания; в-третьих, его работы могут привлечь всех: они эстетически привлекательны для тех, кто просто любит хорошие выставки, дают пищу для размышлений тем, кого волнуют проблемы современности, а любителей искусства радуют остроумными цитатами и пародиями на классику. И последнее: Бэнкси — это художник, которому есть что сказать этому миру. Именно своими высказываниями он так силен. Еще один фактор — он породил целое явление в искусстве, в частности, в уличном. На мой взгляд, в современном искусстве чисто техническая сторона давно ушла на второй план, хорошего художника выделяет не умение рисовать, а именно сильные, в идеале — революционные, идеи.

Лайфхак: в самом конце выставки есть корнер с сувенирами. Там продаются, среди прочего, альбомы с работами художника. Так вот, не поддавайтесь первому порыву и не покупайте их там, а лучше поищите в интернете. Оба альбома продаются сильно дороже, чем в книжных магазинах.
«Аукцион» (надпись: «Не могу поверить, что вы, идиоты, действительно покупаете это»). Фото: banksy.co.uk
«Аукцион» (надпись: «Не могу поверить, что вы, идиоты, действительно покупаете это»). Фото: banksy.co.uk

Мое знакомство с Бэнкси началось, когда в московских кинотеатрах показывали фильм «Выход через сувенирную лавку» (2010). Он рассказывает историю странноватого француза Тьерри Гетта, который в какой-то момент оказывается в кругу уличных художников. Он им помогает, всюду ходит за ними с камерой и документирует их искусство. Круг его знакомых становится все шире, пока однажды Тьерри не знакомится с Бэнкси. Он начинает снимать его работу, готовит вместе с ним провокационные акции в Лос-Анджелесе. В конце концов художник натолкнул Тьерри на мысль сделать фильм из всех его записей — за годы скопились десятки тысяч часов видео. Но у француза получается что-то несуразное. Тогда Бэнкси берет монтаж в свои руки, а Тьерри перевоплощается в художника по имени Мистер Мозгоправ (Mr. Brainwash). Он открывает гигантскую выставку современного искусства, которую создавали специально нанятые люди, но по его заказу. Успех этой выставки становится насмешкой над арт-рынком — вторичные работы Тьерри продаются за огромные деньги.

До сих пор идут споры, самостоятельное явление Мистер Мозгоправ или же это очередная саркастичная мистификация Бэнкси. Очень советую посмотреть фильм.

«Покупки до упаду» (Лондон, 2012). Фото: wikipedia.org
«Покупки до упаду» (Лондон, 2012). Фото: wikipedia.org

Анонимность Бэнкси — ужасно заманчивый вызов. Существуют три версии относительно того, кто же скрывается за черным капюшоном. Первые два варианта — это англичанин по имени Роберт/Робин Бэнкс или Робин Каннингем. Есть основания полагать, что это основатель группы Massive Attack Роберт Дель Ная. Это версия появилась в 2016 году. А чуть позже друг Дель Ная диджей Goldie упомянул в интервью его имя в контексте творчества Бэнкси: «Напишите граффити-шрифтом на футболке „Бэнкси“ — и всё, готово, можно продавать. При всём уважении к Робу, я думаю, он замечательный художник, он изменил мир искусства». В 2018 году подоспела новая версия: Бэнкси — это Джейми Хьюлетт, британский художник, создатель группы Gorillaz.

Так или иначе, пока настоящее имя художника остается загадкой. Но и он сам уже давно не одинокий художник: на него работают пиарщики, маркетологи и юристы. Бэнкси даже создал специальную «службу», которая подтверждает подлинность его работ.

Согласно наиболее распространённой версии, Бэнкси родился примерно в 1974 году в английском Бристоле. Его путь в граффити начался в 1990-е годы. Слава Бэнкси начала стремительно распространяться по миру в 2000-е годы. Тогда он уже придумал свой фирменный прием — для создания рисунков пользоваться трафаретами. Это позволяло наносить граффити быстро и не попадать в руки полиции. В 2002 году прошла первая персональная выставка в лос-анджелесской галерее «33 ½». Его работы стали покупать знаменитости. В 2009 году под натиском Бэнкси пал и классический музей — Бристольский. Художник становится не только знаменитым, но и дорогим: в 2013 году граффити «Рабский труд» (создана в 2012 году в ответ на празднование 60-летия правления королевы Елизаветы II) купили на аукционе за 750 тыс. фунтов. В Нью-Йорке в 2013 году Бэнкси тайно продавал свои холсты всего за 60 долларов, хотя их реальная стоимость была в сотни раз выше, но только покупатели не всегда это понимали. 2015 год был отмечен новым рискованным и резонансным путешествием в Сектор Газа, где он оставил граффити с изображением котенка. В июне этого года граффити Бэнкси стали появляться в Париже.

У Бэнкси всегда было много и поклонников, и критиков. Последние обвиняли его в вандализме, заимствовании чужих идей, поверхностных образах и т.п. Так или иначе, сложно отрицать, что этот художник стал культурным феноменом своего времени.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц