В мировой популярной музыке альбом группы The Beatles 1967 года под названием Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band считается чуть-ли не самым-пресамым лучшим альбомом в мире, самым влиятельным и самым гениальным. Позвольте мне с этим не согласиться, но альбом, конечно, как и любой альбом Битлз второй половины шестидесятых, стоит того, чтобы посвятить ему статью. Хотя отношение именно к этому альбому у меня скорее критическое, поэтому заранее прошу прощения.
После записи революционного во всех отношениях альбома Revolver (чего, похоже, музыканты и сами не осознали до поры до времени) последовала долгая пауза, заставившая нервничать и продюсеров, и менеджеров, и поклонников группы. Прошёл почти год и за этот период Битлз впустили всего один сингл Strawberry Fields Forever / Penny Lane, который в общем-то показал, что группа находится на пути, открытом в Revolver - увеселительно-танцевальную музыку заменила музыка интеллектуальная, претендующая уже на вид искусства. Учитывая, что и от концертной деятельности группа отказалась ещё в 1966 году, пауза выглядела странно. Я подозреваю, что у креативной части группы - Леннона с Маккартни был банальный творческий застой. После той вершины, которая была взята в Revolver это вполне нормальное состояние.
Инициатором идеи нового альбома стал Пол Маккартни. Поскольку музыканты, по их мнению, стали не просто исполнителями, а артистами с грузом ответственности, то это стало им мешать. Было решено абстрагироваться от группы Битлз и записать альбом как бы от имени другой группы. Под это дело музыканты даже сменили имидж - отрастили волосы, отпустили усы и бороды, Леннон нацепил знаменитые круглые очёчки - так родилась Группа Клуба Одиноких Сердец Сержанта Пеппера. И концепция альбома была подчинена этой идее.
Затея, на мой взгляд, сомнительная и малокреативная. Фантазия представляется мне надуманной и не очень интересной. Название в виде сложноподчинённого предложения так и вообще очень плохо читается, что по-английски, что по-русски. Концепция альбома в итоге, кроме названия, в музыке не очень-то и прослеживается. Альбом представляет собой набор разнородных номеров - какие-то классные, какие-то не очень. Мало того, роком эту музыку назвать сложно. На всём альбоме есть только три настоящих рок-композиции - заглавная с репризой на второй стороне, песня Getting Better и заключительная - A Day In The Life.
Огромную роль в записи альбома сыграл продюсер Джордж Мартин. Это ему принадлежит идея не делать паузы между композициями, что с блеском потом воплотили на Abbey Road, это он делал аранжировки и сам не без таланта исполнял фортепианные партии в некоторых композициях, например отличное его рэгтаймное соло в Lovely Rita
Именно Мартин предложил сделать короткую репризу заглавной песни на второй стороне альбома, ускорив её темп - и, надо сказать, попал в точку очень сильно придав разнообразия альбому с помощью этого маленького нюанса. Сама заглавная песня была исполнена в очень хорошем забойном роке, близкому к хард-року, который тогда только-только зарождался с подачи Cream. Песня вышла настолько заводной и подходящей к тяжёлому гитарному року, что её неизменно исполнял Джимми Хендрикс на своих концертах
Вторая песня альбома, написанная для Ринго Старра With a Little Help From My Friends это скорее эстрада, а не рок. Мне эта песня кажется скучноватой, но это моё мнение. А вот Джо Кокер на Вудстоке представил такую блюзовую обработку этой композиции, что в её рок-корнях сомнений нет.
На альбоме есть ещё две композиции от отсутствия которых альбом ничего не потерял бы - повторяю, на мой взгляд. Это She's Leaving Home, перегруженная струнными инструментами и Within You Without You - традиционный индийский номер Харрисона, который выпадает из альбома. Хотя там отличное соло на ситаре - Джордж к этому времени хорошо овладел инструментом. Ещё одна песня - знаменитая макартниевская When I'm Sixty Four тоже выпадает из альбома, поскольку написана им для отца вообще до Битлз, за десять лет до этого альбома. Эта композиция, в свою очередь, перегружена духовыми и звучит, как эстрадный джаз не самого лучшего формата.
Зато есть одна композиция, которая всегда приводила меня в восторг. Это ленноновское сочинение Being For the Benefit Of Mr. Kite, на которое его вдохновила покупка в антикварном магазине афиши столетней давности. Музыка куплета характерна для Леннона начала сольного периода - скромный инструментарий - вокал, фисгармония, бас и тарелки. А между куплетами в связках разворачивается гимн аранжировкам Джорджа Мартина, наложение десятка неведомых инструментов, выводящих очень красивый проигрыш в ритме вальса со сменой ритма. Звучит феерично и прекрасно, что песня коротенькая - но короткой не кажется
В композиции Good Morning были использованы всякие посторонние звуки из деревенской фауны - крики петухов, блеяние овец, мычание коров. Отчасти это послужило упрёком музыкантам в подражании только что вышедшего альбома The Beach Boys под названием Pet Sounds. который произвёл на Пола Маккартни сильное впечатление потому что был записан в манере совершенно не характерной для прежнего пляжного рока группы - тоже своего рода революционный поворот в музыке. Ну претензии эти, конечно, смешны - как можно обвинять за впечатление, это же не плагиат в конце концов. Как раз после этой композиции следует без перерыва реприза песни Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band, а затем идёт финал - A Day In The Life. При записи этой песни Джордж Мартин настоял на том, чтобы в одной песне соединить две отдельные - одну Леннона, вторую Маккартни. Песня Маккартни вставлена в середину и их разделяет продолжительное тутти сифонического оркестра, которое есть и в конце песни. Этот симфонический фрагмент завершается форте-аккордом, исполненным одновременно в десять рук на трёх фортепиано и фисгармонии. Аккорд педалирован, поэтому звук затихает долго, почти минуту
Раз мы добрались до финала, то и я статью закончу. Резюмируя скажу, что лично я считаю этот альбом не самым выдающимся у Битлз. Вот предыдущий Revolver действительно поворотный. Следующий - Magical Mystery Tour вышел более ровным и там большим основанием можно увидеть концепцию, как и на Белом Альбоме. А тут получается, что и концепция подкачала, и с мелодиями у ребят что-то не заладилось, и от рока отход вышел в никуда, и, как ни странно - в этом альбоме очень мало Битлз. В итоге получилось. что к записи альбома ребята подошли более чем основательно, затратили кучу студийного времени - больше 700 часов и четыре месяца по календарю, провели беспрецедентные подготовительные процедуры для съёмки обложки альбома а результат вышел не лучше спонтанного и безыдейного Revolver
Может виной тому и в самом деле перевоплощение в другой коллектив - группу из Клуба Одиноких Сердец Сержанта Пеппера, которое придумал Маккартни.