Когда мы читаем о волынском преступлении, слова «я не оставлю тебя до смерти» приобретают совершенно новый смысл. В те темные времена можно было умереть от рук любимого.
На Волыни и в Восточной Польше национальная идентичность Украинцев формировалась в оппозиции к Полякам. Хотя люди жили бок о бок, существовало разделение между своими и чужими, поляками-католиками, православными украинцами и греко-католиками. Молодые люди, не обращали внимания на эту поляризацию, видимую даже в небольших местных общинах и связывались друг с другом, независимо от этнической принадлежности.
Смешанные браки соединяли в себе традиции обоих народов, например, дважды отмечая наиболее важные праздники. Свадьба обычно проходила в приходе невесты, и ни один из супругов не отказывался от своего вероисповедания. Также вопрос о принадлежности детей к Церкви чаще всего определялся в соответствии с обычаем – дочери принимали веру матери, а сыновья - отца.
«Очищение земель исконно украинских »
Ситуация начала резко меняться с развитием Организации Украинских Националистов (ОУН), созданной в 1929 году. Его активисты прививали украинцам идею построить свое национальное однородное государство, желательно до реки Сан.
Наряду с радикализацией настроений, среди националистов начали появляться требования полного удаления других национальностей с «исконно украинских» территорий. Имелось в виду физическое уничтожение, ведь никто не мог предположить, что поляки, евреи, чехи и другие меньшинства однажды упакуют свои вещи и покинут границы.
Все четче раскол в обществе стал проникать в повседневную жизнь смешанных семей. Как пишет Ева Семашко в работе «Преступления ОУН-УПА на Западной Украине, и положение польско-украинских семей», даже братья и сестры проявили враждебность. Например, в доме, где сестры считали себя Украинками, их брат, который чувствовал себя Поляком, специально перекрыл дымоход.
Когда наступил памятный 1943 год, умы многих людей были полностью заражены национализмом. В книге «Преступления Украинских националистов направленные на мирных граждан в юго-восточной Польше (1942-1947)», были перечислены точные даты, места и имена жертв преступлений УПА против польского населения.
Одними из самых драматических преступлений, были сделаны внутри смешанных семей, как случай из деревни в Любачувском повете. 31 марта 1944 года там было убито девять человек, среди которых была Екатерина Мазепа, Украинка, мать Поляков Луи и Станислава. Обстоятельства ее смерти описывают авторы:
По словам спрятавшегося соседа, она спросила по-украински у одного из Бандеровцев – являющегося ее племянником – „Петр, что ты делаешь?”. В ответ он убил ее штыком.
Во имя Бога?
Верующим во многих греко-католических церквях также было предложено атаковать поляков и проявлять агрессию в смешанных семьях. Священнослужители прониклись националистическими идеями, они забыли о христианских ценностях, которые они должны были пропагандировать.
Вместо этого они вызывали ненависть. Ева Семашко цитирует в своей работе слова польского делегата Совета по вопросам социального обеспечения:
В Тросцианке греко-католический священник на проповеди говорил, что супруг греко-католик может повторно вступить в брак, ибо браки, так называемые смешанные, ни обязывают ни к чему...
Хотя священнослужитель не призывал к преступлению напрямую, он подвергал сомнению справедливость браков из-за того, что они были смешаны. Путь ко второму браку должен был быть открыт, при условии, что оно будет национально чисто, непорочно ядом Поляка.
Такое отношение можно считать значительным. Среди националистов стало распространяться мнение об уникальности украинской расы. Это соответствовало взглядам идеолога движения Дмитра Донкова, переиначившего теорию эволюции на борьбу между народами. Только у самой сильной нации был шанс выжить, и лучшим способом доминировать было физическое удаление соперника.
Стереть позор
Ева Семашко приводит пример, как это выглядело на практике. Представительница третьего поколения семьи рассказала о почти животном понимании «осквернение расы» и «смывании позора». Она указала, однако, что не даст каких-либо данных, позволяющих идентифицировать жертву.
Боевики из УПА убили Поляка – главу семьи, чтобы «удалить» следы польскости, совершили коллективное изнасилование Украинки – жены убитого и их двух дочерей. Женщины пережили это преступление, покинули место жительства и в конце войны эмигрировали в Америку. Половой акт с применением насилия понимался как «физическое» устранение польскости и «очищение загрязненной» расы.
Вторая мировая война привела к тому, что ценность человеческой жизни резко упала. Те, кто годами внимательно следили за преступлениями, постепенно начали иммунизировать. Национализм врезался в их умы, как рак, ставя идею строительства своего этнически однородного национального государства превыше всего.
Выше, чем семья, или любовь. Даже если когда-то «предал» свой народ, связываясь с представителем враждебной нации, эту ошибку можно было исправить и на это толкали активисты ОУН. Можно было бы это назвать окончательным решением вопроса о смешанных отношений. Метод был один – убить польскую ветвь семьи.
Когда пришел 1943 год, и началось кровопролитие, никто не был в безопасности. В книге «Преступления украинских националистов на мирных гражданах в юго-восточной Польше (1942-1947)» описывается случай из под карпатского Borchowa:
Был убит УПА Мазуркевич Петр, 38 лет, который приехал на один день из-за Сана. Жена Украинка на похоронах заявила, что пожертвовала своего мужа «Великой Украине».
Жертвами преступлений, связанных с семьей, жертвами в основном были женщины. Мужья убивали своих жен - Полек, законно «стирали позор» своих братьев. Даже сыновья, считающие себя Украинцами убивали собственных матерей. Эта нечасто цитируемая глава волынской трагедии показывает, на что способны люди, которые горят националистической ненавистью. В Европе набирали силу национальные движения, а лозунги чистоты нации и превосходства расы открыто стали появляться на их знаменах. Будем надеяться, что история не повторяется...