ДОПОЛНЕНИЕ К СТАТЬЕ «Общая семантика, которая вылечит мир»
Юрий Владимирович прислал статью с предложением прокомментировать. Пожалуй, я её выложу без своего мнения…
«Человек запустил космические корабли в пространство и научился фотографировать нейроны, создавать технику на грани фантастики и соединять ее с живой тканью. При этом в мире до сих пор идут войны, а люди живут в плену иллюзий, предубеждений и трактовок. Этот парадокс пытается устранить общая семантика.
Общая семантика (General Semantics) – это философское и социальное движение, ставящее перед собой цель оздоровления человека и общества через изменения в использовании языка. Как эмпирическая дисциплина общая семантика была создана в 1920-30-е годы Альфредом Коржибски.
Интересно, что общую семантику считают психотерапевтической техникой. Коржибски считал, что для естественного языка характерна двухвалентная система оценки: либо A, либо не А, и третьего не бывает. Вероятно, это становится одной из причин неврозов, поскольку реальность устроена сложнее.
Общая семантика – это не конкретная единая теория значения языка, а дисциплина, которая использует инструментарий и методы разных наук, чтобы обратить внимание на способы употребления языка, приводящие к возникновению индивидуальных и социальных проблем человека и общества– от душевных болезней до таких социальных катаклизмов, как революции и войны. Она занимается нейросемантическими и нейролингвистическими реакциями людей, причем любого отдельно взятого человека.
Общую семантику сам Коржибски определял как общую теорию оценки фактов, отношений, ощущений и реакций. При этом акцент делается на оценке не с точки зрения словесных определений значения, а с точки зрения того, как происходят сами оценочные реакции. Если опустить нагромождения академичных классификаций и номенклатур, общая семантика изучает, как люди:
• взаимодействуют с миром;• реагируют на мир;• реагируют на свои реакции;• реагируют на реакции других людей;• по сумме всего этого изменяют свое поведение.
Принципиально не путать общую семантику и семантику – это разные дисциплины. Семантика – это раздел языкознания, изучающий значение языковых единиц. Чтобы понять, что такое междисциплинарность общей семантики, можно представить себе многоуровневую архитектурную конструкцию.
Базовый уровень – это грамматика, которая занимается взаимоотношениями слов в предложении, но не интересуется контекстом и связью с фактами. Отношения между утверждениями, правильность того, как составлено утверждение с точки зрения причин и следствий, – это область логики, но связью с реальными фактами логика тоже не интересуется, это не ее задачи.
Этим занимается уже дисциплина семантика, изучающая значения слов и утверждений, их правдивость и связь с явлениями реальности. На более высоком уровне этой условной архитектуры находится общая семантика, которая изучает и сами слова, и правильность грамматических конструкций, и логичность построенных утверждений, и связи слов и утверждений с явлениями и предметами реального мира, а также влияние всего этого на поведение и общение людей.
Сам Альфред Коржибски говорил, что в рамках общей семантики он также развивает учение физиолога Ивана Павлова. (Учение Павлова – это совокупность теоретических положений, согласно которым приспособление организма к изменяющимся условиям осуществляется преимущественно на основе образования условных рефлексов.)
Иллюзии и реальность
Общая семантика – пока недооцененная дисциплина, а между тем ее изучение необходимо любому человеку, причем с практической точки зрения и в совершенно разных контекстах. Она вооружает человека пониманием того, как велик зазор между реальностью и нашими представлениями о ней, как исправить ошибки в общении, мышлении, оценке и поведении.
Один из главных постулатов общей семантики – субъективный характер опыта и переживания. На эту тему американский философ Томас Нагель написал книгу «Каково это – быть летучей мышью?».
Суть в том, что восприятие реальности определяется свойствами сенсорных систем организма. Это выражение в общей семантике используется для того, чтобы проиллюстрировать тот факт, что человек не способен знать о тех аспектах реальности, которые недоступны его организму. Мы одинаково не способны понять, каково это – быть летучей мышью или быть другим человеком, потому что характер чужого опыта субъективен.
Альфред Коржибски исследовал семантические реакции человека на событие в контексте его значения. Через язык мы оцениваем и познаем окружающую среду. Мы воспринимаем мир, события, действия и слова людей в рамках своей системы координат и личного опыта. На это в большой степени влияют изначальные факторы: в частности, среда, в которой воспитывается человек, и тезаурус, который он перенимает в детстве у ближайшего окружения и обогащает до определенного уровня в дальнейшем.
Мы вкладываем в любые понятия и слова свои нюансы значений, индивидуальные трактовки. Даже самые простые абстрактные понятия нам проще объяснить на личных жизненных примерах. Во многом именно это обусловливает «трудности перевода» с языка одного человека на язык другого, даже если оба при этом говорят на русском (английском, французском…). Значительная часть общей семантики исследует то, как язык (среди других символьных систем) влияет на поведение человека и как сам человек влияет на язык и другие символьные системы.
Альфред Коржибски считал, что достичь истинной объективности можно, лишь в полной тишине указывая пальцем на объекты.
Есть ли вообще способ получить хоть сколько-то объективную информацию о реальности?
Отчасти в этом помогает научная картина мира (НКМ), использующая специфический язык для обозначения объектов и явлений. Научная картина представляет собой множество теорий, которые в совокупности описывают известный человеку мир, его свойства и закономерности.
Почему человечество значительно продвинулось в том, что касается науки и техники, а в том, что связано с отношениями, общением и взаимопониманием, мы все так же неразвиты?
Мы конфликтуем, ведем войны, делимся на «своих» и «чужих», выстраиваем искусственные иерархии, верхние позиции в которых на поверку иллюзорны. Дело может быть именно в том, что научно-технологические области используют более эффективный язык, свободный от неоднозначности. Но и НКМ не дает нам окончательного знания о реальности: теории, идеи и концепции постоянно обновляются и пересматриваются.
Общая семантика изучает, как люди взаимодействуют с миром, реагируют на мир, реагируют на свои реакции, реагируют на реакции других людей и по сумме всего этого изменяют свое поведение.
Если оперировать поп-культурными образами, мы все встраиваемся в «матрицу» языковых и смысловых искажений. Она показывает нам реальность не такой, какая она есть на самом деле. Картина мира, которую создают естественные языки, искажает и подменяет реальность. Язык и способность к сложной социальной и речевой коммуникации – великие творения эволюции, которые торпедировали нас к развитию мышления и возникновению самой цивилизации.
Но в какой-то момент и сам язык должен эволюционировать: перейти от естественного к искусственному, в котором по максимуму исправлены ошибки. Альфред Коржибски считал, что для естественного языка характерна двухвалентная аристотелева система оценки всего и всех: либо A, либо не А, и третьего не бывает. Вполне вероятно, что это становится одной из причин неврозов, поскольку реальность устроена намного сложнее.
Это несоответствие, конфликт между «категоричностью» языка, мышления, сформированного на такой основе, и реальностью может вызывать те самые болезненные реакции человеческой психики. По этой причине общая семантика прямо связана и со здоровьем человека, хотя это не очевидно на первый взгляд.
Методы, инструменты, принципы, прибор
Опыт субъективен, языковые и культурные различия колоссальны, психологические и нервные реакции индивидуальны. Человеческий опыт всегда фильтруется через лингвистические конструкции, сенсорику и механизмы нервной системы. По этой причине Альфред Коржибски считал основной задачей общей семантики и самого человека развитие в себе навыка «осознания абстрагирования», то есть осознания соотношения образа и реальности («карты» и «территории»).
Как это делать на практике? Во-первых, прикладывать мыслительные усилия для того, чтобы постоянно осознавать, насколько языковые и другие факторы влияют на ваше восприятие и оценку реальности, а также взаимодействие с миром. А во-вторых, обратиться к принципам, правилам и даже физически существующим инструментам общей семантики.
Принципы. Ключевые принципы ОС необходимо знать всем, кто хочет выбрать «красную таблетку» и выйти из «матрицы», чтобы увидеть мир по-новому.
Общая семантика – это систематическая методология, которая помогает понять, как каждый из нас относится к окружающей среде, реагирует на мир и свои реакции на мир и людей. Используя эту методологию, любой из нас может исправить ошибки в языке и улучшить свое повседневное поведение и отношения. Ведь язык одновременно является и средством коммуникации, мышления, оценки, конструирования идей и убеждений – и средой, в которой мы существуем.
1. Слово не тождественно вещи, которую оно называет.
Необходимо аккуратно пользоваться понятиями бытийности («быть», «есть», «является») и всегда понимать условность этих слов. В оценках большинства людей превалируют преувеличение и субъективность, в которых проявляется категоричность естественного языка.
2. Карта не есть территория.
Языковой знак не может полностью и адекватно представить соответствующий объект. Языковое выражение не дает полной картины реального явления. Наши модели мира представляют собой всего лишь искаженные репрезентации. Мы получаем информацию через пять чувств, потом она обрабатывается процессами нервной системы, переживает лингвистические преобразования и уже только после этого приходит в наше сознание как знания, мысли и убеждения. Таким образом, объективную реальность, не искаженную языком и процессами тела, мы не переживаем никогда. Никогда.
3. Карта карты также не есть первоначальная карта.
Метаязык не равен языку-объекту. Анализируя естественный язык, мы еще больше удаляемся от реальности, и передать реальность с помощью языка вообще невозможно. Сам Коржибски считал, что достичь истинной объективности можно, лишь в полной тишине указывая пальцем на объекты.
Интересно вот еще что: междисциплинарный британо-американский исследователь Грегори Бейтсон в эссе «Форма, вещество и различие» отметил, что вообще принципиально невозможно знать, что такое сама «территория», на которую составляется «карта». Процесс репрезентации (отражения одного в другом) всегда отфильтровывает ее, так что ментальный мир представляет собой карту карт без конца.
Инструменты общей семантики.
Альфред Коржибски и его последователи разработали и конкретные инструменты для достижения экстенсионализации – перехода от абстрактных понятий к конкретным объектам. Среди этих приемов:
• Добавление к именам индексов и дат.• Добавление к языковым выражениям etc. (латинское etcetera означает «и так далее») для напоминания о неполноценности языковых выражений. • Особое использование знаков препинания, в частности, кавычек. По Коржибски, использование кавычек показывает, что мы применяем те или иные слова не для называния конкретных объектов, а говорим в целом, об абстрактных и общих понятиях.
Использование etc. и индексов, по Коржибски, способно избавить человечество от множества предрассудков: если не разрешить, то ослабить такие проблемы, как антисемитизм, расизм, игнорирование того, как меняются убеждения человека во времени и как свойства одного человека отличаются от свойств другого.
В качестве совсем простого примера: часто, показывая свою толерантность, говорят, что плохие и хорошие люди есть в любой нации/стране. Но тут же вопросы: а что такое «нация» и «страна»? И как узнать: люди «плохие» и «хорошие» в самом деле или только в сознании оценивающего? Ответить еще сложнее с учетом того, что оценивающий, то есть любой из нас, никогда не обладает всей полнотой информации и никогда не переживает реальность, не искаженную языком и нейропроцессами.
Структурный дифференциал.
Одним из замечательных инструментов, изобретенных Коржибски, стала лестница абстракций, или структурный дифференциал. Это вполне конкретный прибор, небольшого размера, довольно простой в использовании и, кстати, запатентованный в США.
Функция его состоит в «вычислении логической типизации ментальных объектов». Пользоваться им может любой человек, который прошел курс изучения общей семантики и получил лицензию на применение структурного дифференциала.
опубликовано econet.ru https://econet.ru/articles/104391-obschaya-semantika-kotoraya-vylechit-mir
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet»
Как говорил Альфред Коржибски в 1933 году, 99 процентов людей придерживались аристотелевского мышления, то есть находились на стадии примитивного мышления. В настоящее время, учитывая открытие Лофти Заде нечеткой логики, появление теории вероятности, теории хаоса и других открытий, мне кажется, что количество людей, изменивших свое мышление, увеличилось.
Общая семантика, с точки зрения ПИИРографии, позволяет воспринимать и строить свою индивидуальную реальность без создания ложных карт, а также помогает изменять реальности людей, которым мы оказываем помощь. В связи с тем, что статья очень общно рассказывает о предмете общей семантики, хочу напомнить на что следует обратить внимание практикам 1:
1.-/ПРАКТИКИ- люди, оказывающие помощь людям, бесконтактным, не материальным способом/
1. Альфред Коржибски полагает, что искажение реальности связано с:
- «всеобщностью»
- «отожествлением «есть»»
- «элементализмом»
2. Лофти Заде опроверг двухзначную логику Аристотеля «нечеткой логикой»
3. Для единомышленников ПИИРографии очень большое значение имеют следующие выводы Альфред Коржибски, которые подтверждены научно и практически:
А). «Если мы явным образом изложим наши неопределяемыетермины, то, по крайней мере, мы сделаем нашу метафизику осознанной и публичной, и тем самым будем способствовать критике, сотрудничеству, . Современные неопределяемые научные термины, такие как «порядок», «реальность» например, лежат в основе точных наук и нашего мировоззрения вообще.»
Б). «Представляется совершенно очевидным тот факт, что в жизни мы имеем дело с огромным количеством вещей и ситуаций, «чувств». , которые являются несловесными. Они принадлежат к «объективному уровню».
Ключевая трудность состоит в том факте, что всё, что можно сказать, не находится и не может находиться на объективном уровне, а относится только к уровням словесным.
Это различие, будучи невыразимым посредством слов, выразить словами невозможно.»
Я предлагаю пойти чуть дальше… Когда вы осознАете, что существует уровень, который невозможно не только выразить словесно, но и ощутить его каким-либо способом, вы придете к пониманию, что ТО, что вы делаете, КАК вы это делаете, оказывая помощь людям, НЕВОЗМОЖНО объяснить. Любые объяснения, религиозного характера, мистического, оккультного, метафизические, научные и т.п. – это ТОЛЬКО ваши объяснения, не имеющие к происходящему никакого отношения.
В данном случае Вы отожествляете происходящее с вашим объяснением, забывая, что меню не обед, карта-не территория. Конечно, большинство людей, когда обращаются к нам, обладающими необъяснимыми способностями, хотят получить объяснение, искренне полагая, что ВСЁ на свете можно объяснить, здесь срабатывает желание-понять…
А к чему приводит такое ваше заблуждение? …
Все мы живем в социуме, где отношениями между людьми регламентируются законами. Это касается всех государств, кроме небольших первобытных племен. В данном случае я говорю о гражданско-правовых отношениях. Не будем забывать и про такое понятие как «деловой обычай». Я очень долго отучал Странников использовать в своих объяснениях термин «лечить». В России данный термин всеми, в том числе и судом в уголовном процессе, однозначно трактуется, как оказание медицинской помощи. Но если вы не имеется высшего медицинского образования и лицензии на врачебную деятельность, вы сразу становитесь преступником. При этом даже показания ста человек, которые будут свидетельствовать в вашу пользу, не будут иметь никакого значения.
Если ваши объяснения будут религиозного характера, то уже представители церкви найдут возможность обвинить вас в ереси.
Если ваши объяснения будут окрашены научным оттенком, то уже комиссия по борьбе со лженаукой, предоставит суду солидные экспертизы, которые уничтожат вас.
Как говорится куда не кинь, везде клин.
Когда я с учениками начинаю очередной курс, у них в глазах светится вопрос: «а зачем нам это надо?» Так и с общей семантикой, перед глазами стоят сотни тысяч людей с необыкновенными способностями, которых сжигали, топили, распинали на крестах, убивали всеми мыслимыми способами, ломали жизнь в застенках, лагерях, тюрьмах.
Я думаю, что большинству ясно, как решается проблема, для некоторых я разъясню попозже.
ПИЛИГРИМ