В буддийской традиции монахи обязаны носить одеяния строго определенных цветов. В одних регионах — синего, в других — коричнево-желтого или оранжевого. В Индии служители культа носят белые просторные одежды. При всех этих различиях образ буддийского монаха традиционно ассоциируется с длинной накидкой ярко-оранжевого цвета.
Монашеские одеяния в Тибете зовут «кашая», во всем остальном Китае — «цзяша» или «сэнъи», в Японии — «кеса». Все эти наименования не определяют ни цвет ткани, ни фасон. Так по традиции называют большие оранжевые куски материи, которые оборачивают вокруг тела (в холодное время года их заменяют просторными халатами с длинными рукавами).
Смирение и простота
Еще одно китайское название монашеской тоги — «маньи» — указывает на ее свободный, непринужденный крой. Главная особенность таких одеяний — простота и отсутствие каких бы то ни было украшений.
По преданию, первые буддисты соблюдали жесткую аскезу и не имели никакого имущества. Чтобы прикрыть наготу, они просто подбирали выброшенные мирянами куски ткани и сооружали из них что-то вроде тоги. Сейчас бедность и скромность являются одними из главных принципов буддийского учения, поэтому одежда монахов исключительно проста и безыскусна.
Образ Будды
Традиция носить оранжевые кашая восходит к легендам о Будде. В юности принц Гаутама — после просветления ставший Буддой Шакьямуни — бросил свой великолепный дворец, семью и ушел в мир искать истину. Он отказался от всех благ, полученных по праву царского рождения.
Как и наследовавшие его пример монахи-аскеты, Гаутама не имел своей одежды. Когда очередные лохмотья изнашивались, он просто шел к местам, где проводились похороны-кремации, и собирал там остатки церемониальных тканей. Принц очищал материю шафраном, от чего она приобретала красновато-желтый оттенок.
В таком одеянии просветленного Будду изображают до сих пор. Желая быть похожим на своего великого учителя, монахи также носят кашая оранжевого цвета. В зависимости от используемого красителя и укоренившихся в разных областях традиций она может быть разных оттенков. В Тибете, например, монашеские одеяния почти бурые.
Разные времена — разные цвета
На всем протяжении истории буддизма некоторые догматы неоднократно претерпевали изменения. В первую очередь это касается внешней стороны культа. В III веке в монастырях носили красноватые одеяния, позднее — темно-желтые, блекло-синие и даже зеленые.
В период династии Тан (IIV—X века) стали популярны темно-серые, почти черные кашая. Из-за этой особенности китайцы, известные любители метафор, стали именовать всех монахов «людьми в темных одеяниях».
Сейчас японские буддисты могут носить повседневную и праздничную одежду. Много веков назад такого разделения не было. В Тибете его до сих пор нет. В любой день недели священнослужители ходят в одном и том же.
Также для наиболее ревностных буддистов важно соблюдение требования скромности в одежде. Цвета кашая «не должны слепить глаза». Приветствуются приглушенные, как будто выцветшие тона. С этим проблем практически не бывает. Свои глубоко символичные одеяния монахи-буддисты носят очень долго, а под палящим солнцем Тибета одежда выгорает сама по себе.