Найти тему
ON CHINA

Нужна ли Китаю глобализация?

Автор статьи: Концур А.В

На современном этапе развития мировой экономики, глобализация является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на глобальные экономические процессы. Уже на данный момент, очевидно, что распространение глобализации будет абсолютно невозможным без полного вовлечения в нее столь важного с экономической точки зрения игрока как КНР. Однако ответ на вопрос нужна ли Китаю глобализация, со временем становится все более актуальным. Именно ответ на этот вопрос и является главной задачей данного исследования. На современном этапе, под глобализацией в области экономики понимается – усиление взаимосвязей, взаимодействия, взаимозависимости хозяйственных систем разных стран, интернационализация экономики, установление идентичных правил ведения внешнеэкономической деятельности.[2,С.62] При анализе действий современного Китая на международной арене, можно сделать весьма неоднозначный вывод, суть которого сводится к тому, что КНР на данный момент фактически является так называемым «флагманом глобализации». Данный вывод вытекает из того, что Китай, инвестирует огромные объемы денежных средств в страны по всему миру, в виде предоставления условно безвозмездной финансовой помощи, а также в виде ссуд, тем самым расширяя экономическое взаимодействие со странами мира, что в свою очередь, приводит к экономической взаимозависимости стран, тем самым создавая базу для глобализации. С 2010 по 2012 год, Китай предоставил помощь 121 стране, включая 30 в Азии, 51 в Африке, 9 в Океании, 19 в Латинской Америке и Карибском бассейне и 12 в Европе.[1] Однако такие инвестиции едва ли являются следствием стремления Китайского правительства к распространению глобализации и унификации экономик стран мира, так как Китайская экономическая помощь никогда не носила, и не будет носить безвозмездный характер. Зачастую подобные устремления Китая объясняются желанием Пекина, приобрести какие либо политические и иные преференции. В данном случае экономическая помощь выступает скорее в качестве средства для реализации внешнеэкономической и внешнеполитической стратегии Китая. Примером такого подхода могут служить Китайская политика по отношению к Пакистану, а именно когда целью данных инвестиций является не сколько - расширение кооперации, сколько подкрепленное историческими реалиями, желание укрепить позиции непримиримого соперника Индии, с которой у Китая имеет место быть территориальный спор, не решенный, и по сей день. А также желание получить экономические преимущества. Китайское правительство приняло решение профинансировать строительство порта в Пакистанском городе Гвадар, который являлся жизненно важным для Китайской экономики в силу его географического положения. В частности, потому что этот порт расположен в 250 милях от Ормузского пролива, через который проходит 40% мирового потока нефти, большая часть из которой направляется в Китай.[3,с.66] В начале 2013 года порт Гвадар перешел под контроль китайской компании – «China Overseas Port Holding Company». Именно нефтяной фактор, во многом является Катализатором китайской глобальной экономической активности. Поскольку одновременно с колоссальным ростом промышленного производства Китая, растет и потребность Китайской индустрии в углеводородном сырье. В период с 1970 по 2006 год потребление энергии в Китае росло в среднем на 7,5 процента ежегодно. К 2007 году на Китай приходилось на половину мирового спроса, на энергию. [4,c.156] Именно поэтому внимание Китайского правительства к странам, которые могли бы предоставить эти ресурсы, сильно возросло. В частности, вектор Китайской внешней политики развернулся к региону, который раньше был на «обочине», Китайской внешней политики – Центральной Азии. В 2007 году свыше 94% поставок из Казахстана в КНР пришлось на сырьевые ресурсы (энергоносители – 80% , черные и цветные металлы примерно 13,5%). В свою очередь, ассортимент товаров, поставляемых из Китая, включал продукцию машиностроения и металлообработки (около 59%), продовольствие (порядка 34%) и другие товары.[5, c.162] Однако, сложившуюся ситуацию едва ли можно назвать, в равной степени отвечающей интересам обеих сторон. Так как в данной ситуации Китай получает, необходимые для сохранения прежних темпов роста Китайского ВВП – углеводороды, и одновременно получает рынок сбыта для китайской готовой продукции, имеющей в свою очередь куда более высокую стоимость. Другим примером эффективного применения Китайской экономической помощи может служить, Китайско-Вьетнамские отношения, где КНР одновременно использовала финансовую помощь для создания благоприятного имиджа Китая в государствах региона, и для решения ряда политических споров в частности в Южно-Китайском море. И одновременно с этим для создания экономической зависимости Вьетнама от Китая. В течение 10 лет до 2011 года торговля между двумя странами увеличилась с 32 миллионов долларов США до 28 миллиардов. При этом торговый дефицит составил 12 миллиардов долларов США в пользу Китая. Таким образов, проанализировав все вышеизложенные обстоятельства можно сделать следующий вывод. Китай на современном этапе, может по праву считаться “флагманом” глобализации, так как методы используемые Пекином для реализации ключевых задач, в рамках Китайской внешнеэкономической и внешнеполитической стратегии, в действительности способствует формированию всяческой взаимозависимости и унификации. Однако такого рода «глобализация», как правило, не является благом для тех государств, на которые она распространяется, так как преференции в таком случае получает скорее Пекин, нежели эти государства. В свою очередь, распространение глобализации, полностью укладывается в рамки долгосрочной стратегии Китая, и при этом является – вынужденной необходимостью, так как, отказавшись от подобной политики, зачастую переходящей в экономическую экспансию, Китай не сможет сохранить столь высокие темпы роста. Уход от глобализации в долгосрочной перспективе, вероятно, приведет к тому - что КНР потеряет свои глобальные позиции и останется на задворках мировой политики. При этом пресловутый переход на внутренне потребление, который часто упоминают в своих заявлениях Китайские политики, никогда не смог бы полностью компенсировать экономические выгоды от глобализации.

Список источников и литературы:

1) White paper: China’s foreign aid (Information Office of the State Council, The People's Republic of China, July 2014) // Режим доступа: http://english.gov.cn/archive/white_paper/2014/08/23/content_281474982986592.htm

2) Б.А Райзберг, Л.Ш Лозовский. Словарь современных экономических терминов. М., 2008.

3) J. Copper. China’s foreign aid and investment diplomacy: volume 2, NY ., 2015.

4) J. Copper. China’s foreign aid and investment diplomacy: volume 1, NY ., 2015.

5) Парамонов В.В., Строков А.В., Столповский О.А. Россия и Китай в Центральной Азии: политика, экономика, безопасность. Бишкек, 2008.