Действие фильма разворачивается с 12 февраля по 24 марта 1945 года, незадолго до капитуляции Германии во Второй мировой войне. Герой фильма, штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц, советский разведчик, работающий в центральном аппарате СД, получает задание выяснить, кто из высших руководителей Рейха ведёт сепаратные переговоры о перемирии с США и Великобританией.
История кинокартины начинается в 1969 году, когда на телевидении утвердили сценарий фильма «Семнадцать мгновений весны» и выбрали для него режиссера.
Предполагалось, что Штирлиц существовал в жизни, хотя на самом деле это вымышленный образ.
Согласно распространённому мнению, что его прототипом был разведчик немец Вилли Леман (агентурная кличка - Брайтенбах, кодовый номер - А201), который служил заместителем шефа германской разведки Вальтера Шелленберга, отвечал за контрразведывательное обеспечение военной промышленности рейха, имел репутацию ценного работника (даже удостоился портрета фюрера с его автографом). Он работал на советские спецслужбы по собственной инициативе, его никто не вербовал и не шантажировал. Неизвестна точная дата его гибели (гестапо арестовало его в декабре 1942 года).
В своем фильме Лиознова не захотела показывать то, как погибает ее герой, оставив право зрителю додумать финал картины - режиссер однажды призналась в интервью, что считает, что после титров Штирлица ждут совсем не лучшие дни: «Он так долго ходил в счастливчиках, на краю просто, что это должно иметь не самый веселый конец… Я при этом присутствовать не хочу. И не хочу заставлять зрителя это видеть»
Заказчиком «Мгновений» был КГБ и лично Ю.В. Андропов. Шероховатости рецензировались и подчищались в ходе работы.
Исторический фильм невозможно снять достоверно, не привлекая грамотных консультантов. «17 мгновений весны» исключением не был – к работе над фильмом привлекли офицеров с Лубянки. Однако Андропов, который на тот момент был председателем КГБ, попросил убрать из титров фамилии консультантов, ведь все они были действующими офицерами разведки.
Когда в начале 1973 года фильм после монтажа продемонстрировали высокому телевизионному руководству, в адрес режиссера посыпались первые упреки. Возмущались и военные, которым не понравилось, что согласно фильму войну выиграли одни разведчики. Лиозновой пришлось исправлять ситуацию, и она включила в фильм еще несколько сот метров документальной хроники.
Большинство сцен сериала, что логично, снимали за границей – площадками стали городки ГДР и Рига. Однако часть материала отснята и в Москве.
Самые первые кадры фильма. Штандартенфюрер СС Штирлиц, под именем господина Бользена, прогуливался с фрау Заурих в небольшом лесу на берегу очень красивого пруда. Европейский прудик – находится на территории бывшей барской усадьбы Архангельское-Тюриково. Это Северо-Восточный округ.
В этом же пруду Штирлиц утопил застреленного им агента Клауса, его играл Лев Дуров. Пистолет Штирлиц эффектно выбросил в воду. Несколько лет потом местные мальчишки, знавшие от родителей, что на берегу именно этого пруда снималась данная сцена, долго ныряли, разыскивая на дне «пистолет Щтирлица». Естественно, трофей так и остался лежать где-то глубоко на дне…
Этот нестареющий фильм стал сенсацией. Он вошел в анналы советского кино, в анекдоты - и в жизнь нескольких поколений. Советская разведка обрела свое воплощение - Максима Максимовича фон Штирлица, а немцы - человеческое лицо.
Рейтинг -
Самые знаменитые киноразведчики -
Павел Кадочников - майор Федотов - «Подвиг разведчика», 1947 год.
Вадим Бероев - разведчик Савельев - «Майор Вихрь», 1967 год.
Михаил Волков - Крылов/Крамер - «Путь в «Сатурн», «Конец «Сатурна»,1967 год.
Станислав Любшин - Иоганн Вайс/Белов - «Щит и меч», 1968 год.
Донатас Банионис - разведчик Ладейников - «Мёртвый сезон», 1968 год.
Вячеслав Тихонов- Штирлиц/Исаев - «17 мгновений весны», 1973 год.
Олег Даль - Сергей Скорин - «Вариант «Омега», 1975 год.
__________________________________________________________________________
Благодарю за внимание! Не откажусь от лайка. :))
Если Вам было интересно, поддержите канал, подпишитесь на него.