Конец июля порадовал неожиданным релизом This Is the Police 2 — необычного симулятора полицейского участка. Но насколько будни виртуальных копов похожи на жизнь реальных служителей закона? Редакция 4PDA решила пообщаться с оперуполномоченным уголовного розыска Санкт-Петербурга Алексеем Петровым (имя и фамилия изменены). Можно ли стрелять в бандитов как Грязный Гарри? О чём умалчивает L.A. Noire? Как должны работать в РФ честные стражи порядка? Ответы — в нашем материале.
Пожалуйста, расскажите о вашей должности и опыте работы. Как давно вы в органах?
Проработал свыше семи лет, к которым можно смело приплюсовывать пять лет учёбы в Академии МВД. Постоянная практика в оперативных частях и в патрулях, работа в оцеплении в периоды усиления во время специальных и массовых мероприятий, — курсанта можно записывать в полноценные сотрудники с первого дня учёбы. По должности — рядовой опер. Работал в различных отделах правоохранительных органов Санкт-Петербурга, где занимался расследованием тяжких и особо тяжких преступлений.
В детективных играх часто бывает так: персонаж приезжает на место преступления и собирает улики, то есть просто обходит локацию в поисках подозрительных предметов. Как это выглядит на самом деле? На что обращаете внимание в первую очередь?
Зависит от того, кто первым попал на место преступления. Если патрульный, участковый или сотрудник не при исполнении, его дело — изолировать место преступления и вызвать следственно-оперативную группу. Поскольку вы интересуетесь нашей работой в контексте видеоигр и голливудских фильмов, буду называть русскую должность и её американский примерный эквивалент. Состав группы может различаться в зависимости от обстоятельств, но обычно в неё входят следователь Следственного департамента или Следственного комитета (investigator), один или несколько оперуполномоченных угрозыска (detective), участковый инспектор (local policeman) и эксперт-криминалист (forensic). Иногда, в зависимости от обстоятельств, к ним могут добавляться судмедэксперт (medical examiner) и кинолог с собакой (cynologist).
«После нескольких лет работы опером ложь обычно чувствуешь интуитивно»
Регламент осмотра, разумеется, существует. И не один. В первую очередь необходимо изолировать место преступления, убрать посторонних, выявить свидетелей и очевидцев. Если говорить о расследовании убийств, то в первую очередь стараются определить причину смерти, найти орудие преступления, определить, были ли следы незаконного проникновения. В L.A. Noire — пожалуй, самом известном симуляторе детектива — меня искренне удивило, как Коул Фелпс с напарниками изучают улики, беря их голыми руками. Такое, конечно, сегодня невозможно. Зачем усложнять работу экспертам и прокурору, оставляя собственные отпечатки и биологический материал?
Есть ли какой-то общий регламент для работы со свидетелями? В той же L.A. Noire Коул Фелпс задаёт им вопросы, связанные с найденными уликами и местом преступления. Как происходит на самом деле?
Конечно. Всё прописано в уголовно-процессуальном кодексе. Следователь вправе допрашивать людей как на месте совершения преступления, так и в отделении. Есть некоторые юридические тонкости. Например, свидетелем человек может стать лишь после возбуждения уголовного дела, а до тех пор он считается очевидцем. Но для расследования это в целом не принципиально. Иногда — во избежание бумажной волокиты — человека допрашивают на месте без указания времени в протоколе, а время и дату проставляют после возбуждения уголовного дела. Если опять-таки проводить параллели с L.A. Noire, Фелпс озвучивает вполне логичные вопросы, которые, например, задавал бы в такой ситуации я сам.
Механика допроса в хите Rockstar учит следить за мимикой собеседника. Если он глядит в сторону, то, скорее всего, лжёт. Смотрит вам в глаза — говорит правду. Настоящие сыскари используют что-то подобное?
Служба в органах — это работа с людьми. Причём большая часть этих людей — далеко не лучшие представители социума, привыкшие лгать и изворачиваться. После нескольких лет работы опером фальшь обычно чувствуешь интуитивно. Конечно, встречаются и хладнокровные уголовники, которым и детектор лжи обмануть под силу. Но, если говорить о свидетелях, обычно понятно, скрывают они нечто или говорят правду. Жесты, мимика, логические ошибки, чрезмерно вызывающее или, наоборот, подобострастное поведение, — в арсенал опера входит целый комплекс наблюдений. Плюс не стоит сбрасывать со счетов профессиональную интуицию.
В симуляторах детектива часто бывает так: если вы не нашли что-то на месте в первый раз, можете вернуться и проверить ещё. Возвращаетесь ли вы с дополнительными обысками?
Бывает всякое. Например, повторный обыск в связи со вновь открывшимися обстоятельствами. Хотя обычно за такое строго спрашивает руководство. Почему в первый раз не были предприняты все меры? Место преступления обычно опечатывается. А после неудачного осмотра, например в квартире подозреваемого, его сообщники могут перепрятать улики — и потом ищи их, свищи. Опять же, если обыск проводился повторно, хороший адвокат подозреваемого сможет зацепиться за этот факт на суде.
В той же L.A. Noire главный герой всегда ходит с напарником. Но то в Штатах. А как у нас?
Наверное, всё зависит от специфики подразделения. Там, где трудился я, институт напарничества был не очень развит. На выезд в составе опергруппы ты мог поехать в компании любого коллеги из отдела. Хорошо это или плохо? На мой взгляд, скорее хорошо. Чем лучше знаешь всех сослуживцев, тем эффективнее это для работы. Другой вопрос, когда в подразделение приходит новичок. Тогда к нему обычно прикрепляют матёрого опера, чтобы салага смотрел на него, учился и скорее постигал азы на практике. Вот это уже больше похоже на институт напарничества в американском виде.
«В России в пересчёте на душу населения служит чуть ли не больше всего полицейских в мире, но людей не хватает всегда»
В This Is the Police герою приходится постоянно выбирать, сколько подчинённых отправить на задание. Если больше людей отправить на охрану городского праздника, то некому будет ловить преступников. Есть ли подобное в России? Или у нас людей хватает на всё?
Вопрос немного не по рангу. Его, скорее, следует задавать начальнику ГУВД. Разумеется, в период массовых или специальных мероприятий, вроде Чемпионата Мира по футболу, мы переходим на особый режим несения службы — отменяются все отпуска и увольнительные. Но спецмероприятия, когда оперы и следователи стоят в оцеплении, на мой взгляд, отдают показухой. Каждый сотрудник нужен на своем месте. Иначе получается забивание гвоздей микроскопом. Хотя в России в пересчёте на душу населения служит чуть ли не больше всего полицейских в мире, людей не хватает всегда. Такова злая ирония нашей профессии.
В L.A. Noire Фелпс начинает патрульным, затем занимается угонами, переходит в убойный отдел, а после — в отдел нравов. При этом каждое последующее дело оказывается более престижным. А у нас есть подобная «иерархия»? И существует ли похожий карьерный рост?
В РФ всё несколько иначе. Патрульный (beat cop) — это должность, не требующая особых навыков. Туда идут молодые люди до 35 лет, отслужившие в армии, годные по состоянию здоровья и психологическим характеристикам. Работа оперуполномоченным или следователем — другой уровень, требующий специальной подготовки и высшего юридического образования. Переход сотрудников из отдела в отдел типичен. Конечно, начинают карьеру обычно с мелочей вроде расследования мелких краж и хулиганства. По мере накопления опыта переводят на более ответственные участки. Вершина горизонтальной карьеры опера — раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений. А дальше можно расти только вертикально.