В середине 60-ых годов прошлого века замечательным детским автором Николаем Носовым был написан яркий учебник по экономике, где в весьма необычной форме рассказывалось об основах товарно-денежных отношений, частного бизнеса, СМИ и рекламы, обществе потребления и многих других чертах, присущих т. н. «странам капиталистического блока». Написан он был с позиций социалистических и являл собой этакую антиутопию, противопоставляющую Цветочный город со всеобщим равенством и прочим «Мир! Труд! Май!» капиталистическому строю, устоявшемуся на Луне. Надо сказать, что противопоставление это было именно идеологическим: социалистический строй представлялся чем-то идеализированным: беспечной жизнью с забавными приключениями, новыми открытиями и мечтами под сенью вечно благоухающих цветов, тогда как капиталистический строй — суровым неравенством, циничной и тупой олигархией, объединившейся в Большой Бредлам, финансовыми махинациями и продажной полицией под густой завесой дыма из вечно работающих заводских труб. Что уж поделать — такой была эпоха. Гагарин в космос уже полетел, а Олимпиада в СССР пока не состоялась. Время больших надежд и веры в светлое будущее, замечательно переданное в романе Стругацких «Понедельник начинается в субботу» — практически одногодки «Незнайки на Луне».
В конце 90-ых годов прошлого века вышла экранизация романа Носова — двенадцатисерийный мультфильм «Незнайка на Луне». Мнения о мультфильме сильно разделились, можно было услышать и о первой качественной мультипликационной работе в постсоветской России и о вольности в передаче идей Носова, упрощении и утрировании сюжета книги. Все это имело место быть, но, дабы понять этот, несомненно, знаковый мультфильм, в первую очередь, нужно посмотреть на время его выхода. Итак, конец 90-ых годов — суровое неравенство, циничная олигархия, объединившаяся пусть не в Большой Бредлам, но в различные кланы, проникающие в том числе и во властные структуры, назойливая реклама и зависимые (пусть и не настолько как сейчас) СМИ, финансовые махинации, вершиной которых стала знаменитая МММ, иными словами весь утрированно-гадкий строй, воцарившейся на Луне Носова, предстал ужасающей реальностью. Социализм уже рухнул, капитализм еще не наступил, обрушившись на неподготовленных граждан бывшего СССР переходной эпохой гашишного бреда, в котором пытаешься скрыться от подступающей неизвестности. Вчерашние ученые и честные трудяги беднеют на глазах, хваткие и циничные проходимцы становятся новой элитой, люди делают состояния из воздуха, а назавтра лишаются их. Бесконечное марево, кружащее над руинами ядерной державы, словно над опиумокурильней.
По сути, произведение Носова стало не только качественной историей и идеологической сказкой, но и этаким романом-предсказанием эпохи, к которой вчерашним трудящимся с верой во всеобщее равенство людей и народов, в социальную защищенность и завтрашний день будет очень сложно приспособиться. Оттого некоторое утрирование идей Носова мне не видится чем-то плохим — у книги и у мультфильма просто разные цели, если книга проводит этакий срез негатива с антитетического строя, то мультфильм показывает уже сегодняшний день.
Чем Общество Гигантских Растений не финансовая пирамида, где все основано на слепой вере людей, в то, что где-то на поверхности Луны есть некие семена несинтетической пищи, подтверждением наличия которых может служить лишь чудоковатый скафандр Незнайки? К слову, точно также на слепой вере сейчас продают земли на Луне и на Марсе. Никакой логики, никаких доказательств.
Чем господин Гризль не яркий сарказм над зависимыми СМИ? Или чем рекламная кампания Незнайки, которому и слова не дали сказать, прерывая всевозможными предложениями и объявлениями, не имеющими никакого отношения к Обществу Гигантских Растений, не откровенный стеб над назойливой рекламой?
Ну и Остров Дураков — отличная модель общества потребления, когда не думаешь, а просто живешь и веселишься, откладывая собственную жизнь на «завтра», сперва ведь надо прокатиться вооон на той штуке, а потом на карусели, в лодке-качелях, и вот ты уже сам не замечаешь, как жизнь проходит, и лодка, настоящая, а не бутафорная, лодка жизни так и не построена, да и зачем ее строить ведь сперва развлечения (айфон, планшет, модная одежда — подставляйте смелее!).
И вот от всего этого захотелось спрятаться, поностальгировать о приторном Цветочном городе с его мечтами, верой, дружбой и равенством. И коротышки, разрушая бизнес мистера Спрутса, перерабатывающий человеческую энергию на Острове Дураков в энергию для его предприятий, охотно делятся семенами с лунатиками, а потом под трогательную песню возвращаются домой, в свой Цветочный город. Строй Бредлама и потребительства, финансовых махинаций и продажных полицейских повержен. Идеализированный строй, который пытались создать семьдесят лет, перерабатывая человеческие жизни во имя абстрактной идеи, победил. Коротышки возвращаются в свою идиллию, сказку, в свой Цветочный город. Только вот мы не вернемся.
Рекомендуем также оценить :
Топ-5 Лучших фильмов Советского производства
Топ-3 Комедий Советского производства
Топ-3 красивых аниме о любви
Топ-5 самых лучших аниме фильмов
Топ-5 самых страшных хорроров