История Абеляра и Элоизы завоевала невероятную популярность среди сентиментальных дам уже в эпоху Возрождения, вдохновила многих поэтов и художников на создание трогательных и романтических произведений. Кажется она изучена вдоль и поперек. Исследователи же часто видят отсутствие нравственности в поведении Абеляра, который цинично и безжалостно описал все эти странные события в своей знаменитой исповеди, получившей название «История моих бедствий». Но все-таки это была настоящая любовь – великая, бесконечная, всепоглощающая и … трагическая.
Прославленный средневековый философ-схоласт, теолог, поэт и музыкант Пьер Пале Абеляр родился в 1079 г. в местечке Лё Пале близ Нанта в Бретани в семье мелкопоместных дворян. Жажда знаний, любознательность и стремление к схоластической диалектике заставляет его отказаться от права майората (наследования земли, титулов и обязанностей старшим сыном) и стать школяром-клириком. Он слушает лекции основателя номинализма Иоанна Росцелина, а в 1099 г. отправляется в Париж, чтобы учиться у Гийома де Шампо, авторитетного и популярного в те времена теоретика.
Однако, вскоре он превосходит своего учителя, да так, что вся наука мэтра Гийома полностью теряет свое значения, его достижения отныне выглядят несущественными. На руинах номинализма Абеляр создает собственную школу, ставшую впоследствии целостным направлением средневековой схоластики – концептуализм. Он преподает в Мелюне, Корбеле, число его сторонников и последователей увеличивается с каждым днем. Наконец, в 1113 г. он возглавляет знаменитую школу на холме св. Женевьвы. Из школы впоследствии вырастет Сорбонна – славный Парижский университет, земли вокруг станут Латинским кварталом и интеллектуальная жизнь города, а вместе с ним всей Европы, навсегда переместиться на левый берег Сены. Авторитет Парижа как университетского центра возникает уже в XII в. Один человек определяет судьбу целого квартала и задает вектор развития города.
Слава и авторитет Пьера Абеляра незыблемы – из его класса выходят выдающиеся люди: Петр Ломбардский, Арнольд Брешианский и даже Гвидо дель Кастелло, которому в 1143 г. суждено стать 165 римским папой под именем Целестина III.
… Любовь, выскочила как убийца из переулка. Это булгаковское сравнение к месту и здесь. Слава Абеляра была безжалостна прервана романом с Элоизой. Семнадцатилетняя племянница канонника Собора Парижской Богоматери Фульберта поражает нашего теоретика в самое сердце, он «воспылал к ней страстью, большей чем к Богу». Элоиза умна, образована, благочестива и красива. Вот женщина, которая его достойна. План созрел стремительно: Абеляр предлагает каноннику за небольшую плату обучать девушку (Фульберт – скуповат, Пьер – знаменит, и это бесконечно льстит старику) и поселяется в его доме. А дальше, под страстные речи о сложности и многообразии мира, все заповеди забываются в одночасье, Элоиза отвечает Абеляру горячей взаимностью. И даже разница в двадцать один год не имеет значение. «Ты обладал двумя качествами, которыми мог увлечь каких угодно женщин,– писала впоследствии Элоиза, – а именно: талантами поэта и певца. Этими качествами другие не обладали». Влюбленных застает канонник Фульберт, отказывает Абеляру в гостеприимстве и разрывает договор, но разрушить эту связь уже никто не в силах. Пьер и Элоиза тайно встречаются в разных местах Парижа (все-таки город любви уже тогда, в XII в.). Результат был предсказуем. Абеляр похищает беременную возлюбленную и отвозит к сестре в Бретань, где Элоиза благополучно рожает мальчика. Сыну дали странное имя – Астролябий (чего еще ожидать от пары интеллектуалов).
Теперь скандала не избежать, родственники Элоизы, возглавляемые оскорбленным канонником Фульбертом, требуют официального оформления брака. Но Абеляр – клирик, мало того, он – мэтр, профессор, руководитель школы и глава авторитетнейшего интеллектуального сообщества, который женившись станет посмешищем своих учеников. Первой высказывается Элоиза, предлагая отказаться о мысли от супружестве. «Что может быть общего между учениками и домашней прислугой, между налоем для письма и детской люлькой, между книгами или таблицами и прялкой, стилем или каломом и веретеном?» – пишет она в поразительном по своей откровенности и логичности письме. Абеляр отвергает эту жертву. Он решается на брак, но на брак тайный. Чтобы успокоить Фульберта, его оповещают о браке, и он даже благословляет таковой.
Однако, Париж город маленький … Об этих обстоятельствах становиться известно, хотя никаких доказательств нет ни у кого. Но, с учетом популярности Абеляра, эта история становится одной из самых обсуждаемых на городских рынках в 1119 г. Впоследствии выяснится, что главным источников сплетен был сам канонник Фульберт, пытаясь тем самым подорвать авторитет Абеляра, которому так ничего и не простил. Но тут на острие общественных обсуждений оказывается уже Элоиза – она выступает с громким заявлением, о том, что всегда была только любовницей (!) Абеляра и они никогда не были женаты. Так, в XII в. в европейском обществе женщина начинает приобретать субъектность. Спустя тридцать два года, королева Франции Алиенора Аквитанская в 1151 г. расставшись с мужем не уходит в монастырь, как было принято, а вновь выходит замуж за Генриха Плантагенета, и вскоре становится королевой Англии. Поступок, потрясший всю Европу. Такое же потрясение вызывает откровенное и циничное заявление Элоизы.
Абеляр отвозит жену в монастырь в Аржантейле, где она, скрываясь в качестве послушницы, должна дождаться пока слухи не стихнут. Однако, Фульберт решает, что от племянницы просто хотят избавиться, принудив ее к постригу. Он решается на активные действия. Ночью, подкупив слуг и наняв нескольких головорезов, Фульберт вместе с врачом-кастильцем врываются на квартиру Абеляра и, крепко привязав его к кровати, кастрируют ученого. «Они отсекли те части моего тела,– сообщал в своих воспоминаниях Абеляр, – посредством которых я совершил дело, ставшее причиной их огорчения».
К утру об этом узнал весь Париж. Абеляр пытается скрыть свой срам в аббатстве Сен-Дени. Его отчаяние понятно: может ли евнух быть вполне человеком, особенно в XII в.? Стоит отметить, что это громкое преступление было тщательно расследовано, виновные понесли суровое наказание, а старый каноник Фульберт лишен не только всех должностей, но и имущества.
Интеллектуальная страсть спасла Абеляра. Залечив раны, он вернул себе боевой задор. Он продолжает преподавать, много пишет, постоянно ввязывается в дискуссии и споры, окончательно утверждаясь в качестве главы интеллектуального ренессанса XII в. Элоиза становится сначала монахиней, потом аббатисой монастыря св. Марии в Аржантейле. Их связь не прерывается. Общение любящих душ продолжается в письмах, которые идут из одного монастыря в другой.
Переписка влюбленной монахини и всемирно почитаемого философа сохранилась и является одним из величайших шедевров эпистолярного жанра. Она переведена на многие языки мира и потрясает читателей разных народов и традиций мощью и величием человеческих страстей.
«Ты знаешь, мой возлюбленный,– пишет однажды Элоиза, – что, теряя тебя, я утратила всё… Как удивительно! Моя любовь превратилась в истинный восторг… Я показала тебе, что ты был единственным владыкой как моего сердца, так и плоти… Звание супруги всегда считалось более сильным и более святым, но мне всегда было более по сердцу называться любовницей и даже, если тебя это не шокирует, сожительницей или просто девкой…».
В 1141 г. интеллектуальные противники Абеляра – св. Бернард Клервоский и св. Норберт Ксантейский инициировали собор в Сансе, на котором учение Абеляра было осуждено как еретическое, труды обречены на сожжение, а сам он приговорен к заключению. Ученый, которой к тому времени разменял седьмой десяток, сломлен; от потрясения в Сансе он уже не оправится. Однако, аббату Клюни Петру Достопочтенному удалось отыграть историю назад. Он добился примирения Абеляра с Римом, взял на себя заботы о его сыне Пьере Астролябии (1118–1157). Абеляру предоставляют для проживания монастырь Сен-Марсель в Шалоне, где он мирно умирает 21 апреля 1142 г. Знаменитое аббатство Клюни посылает ему письменное отпущение грехов и напоследок делает еще один весьма деликатный жест – передает его прах Элоизе, которая к тому времени аббатиса монастыря Параклет (Утешитель) в Ножай-сюр-Сене, возникшего вокруг одной из школ Пьера Абеляра.
Единственная любовь великого ученого – благочестивая Элоиза – умирает спустя двадцать два года – 16 мая 1164 г., завещав похоронить свой прах в могиле Абеляра.
История их любви стала легендой, а могила знаковым «местом памяти» для множества поколений молодых людей. В XIX в. совместную могилу влюбленных перенесли в Париж. Свой последний приют они нашли на кладбище Пер-Лашез. Их вычурный склеп белого мрамора и сегодня одно из самых романтических мест стремительно меняющегося Парижа, где оставляют записки с просьбами о вечной любви …
Понравилась публикация? Пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на канал, это очень важно для авторов Яндекс.Дзен.
Комментарии и обсуждение доступны на официальной странице канала в Facebook: https://www.facebook.com/historical.narrative/posts/936083363264733
Другие интересные публикации:
«Белый корабль» – «Титаник» высокого средневековья
Вся жизнь в шестнадцать лет: судьба Артура Бретонского
Хуана Безумная: превратности судьбы кастильской королевы