Найти тему
Mankind

История живописи

Вряд ли кого-то удивит тот факт, что история живописи начинается ещё в первобытные времена: первыми художниками были европейские пещерные люди, которые как минимум в XXXII веке до нашей эры стали наносить на камень порой очень схематичные, но узнаваемые изображения животных — к этому периоду относятся рисунки в пещерах на юге Франции. 

Схематичность вообще была отличительной чертой живописи древнего мира. И в Египте, и в Шумере изображения носят общие черты: отсутствие перспективы, глубины, люди расположены анфас, но их головы всегда повёрнуты в профиль. Объясняется это просто — в те времена было слишком сложно передать объём на плоскости, для этого у древних художников не было не только технических средств, но и понимания оптики и пространственной геометрии. Наглядно подтверждают это скульптуры того же периода: в отличие от живописи, они выглядят довольно реалистично и не страдают «плоскостью». Ранние египетские изображения выполнялись в сложной технике, сначала высекался практически барельеф, который затем раскрашивался — позже первый этап выпал из процесса, а фигуры так и остались плоскими.

Аналогичные проблемы наблюдались и в крито-минойской культуре: хотя художники и овладели сложными цветами и полутонами, изображения всё так же не могли похвастаться хоть какой-нибудь перспективой. Да что там, даже в античной Греции эта проблема не была решена, достаточно взглянуть на знаменитую вазопись Эллады. Феномен очень интересный, потому что уже в те времена скульптурная техника достигла невероятных высот в реалистичной передаче фигур. Лишь во времена римского господства живопись наконец-то сделала качественный шаг вперёд: доказательством тому служат настенные росписи в Помпеях.

-2

Настенной живопись оставалась и в начале Средневековья. Вместе с тем, благодаря иконописи стало формироваться новое, «картинное», направление — изображения были привязаны к небольшому носителю, а не к стенам домов и храмов. Римское наследие было практически утрачено, и западным средневековым художникам и иллюстраторам пришлось практически заново открывать объёмное изображение. Намного лучше дело обстояло в Византии и регионах, связанных с ней культурно: там не были забыты заветы и правила античного рисунка. Именно византийское наследие сыграло решающую роль в становлении живописи Возрождения

Италия произвела настоящую революцию в живописи: работа со светотенью, объёмом, перспективой и композицией кардинально отличаются от всего, что было создано раньше. Изображения стали стремиться к реализму — сказались изменения в обществе, которое больше не наделяло живопись религиозным и культовым содержанием, и изобретение масляной краски. Именно в эпоху Возрождения в живопись приходят светские и мифологические мотивы, этот вид искусства становится «вещью в себе». По сути, именно тогда, ещё в XV веке, рождается классическая современная живопись, не претерпевшая коренных изменений вплоть до самого XIX века. На протяжении четырёх столетий живописцы будут стремиться к реалистичности, детализации и гармонии. А затем — импрессионизм.

Импрессионистов можно считать предтечами авангардного искусства. Они сознательно отказывались от сложности изображения, от проработки деталей в пользу передачи чувств и эмоций. С конца XIX века идея становится для живописи более важной, чем форма, появляется нефигуративное искусство: супрематизм и абстракционизм. Фигуративная живопись тоже ищет новые смыслы, порождая кубизм и сюрреализм. Однако подробнее о жанрах живописи мы поговорим в рамках отдельных статей. 

Автор: Денис Божинский