Немецкий психолог Эрик Эриксон считал, что весь человеческий жизненный цикл можно разделить на 8 стадий развития. И каждая из них предопределена, на каждой возникает кризис, и как правило, если его не преодолеть, последствия имеют не очень положительный характер. Но личность может развиваться во всю, а значит не все потеряно.
1. ОТ РОЖДЕНИЯ И 1 ГОДА.
Именно в этот период, самый ранний и в это время формируется базовое доверие или недоверие к миру. Если в первый год жизни ребенка, мама и близкие его родственники окружают его и дают ему достаточное количество любви, заботы, внимания. То ребенок начинает сам доверять этому миру и соответственно другим людям. Но в противном случае появляется страх и подозрительность, которые будут преследовать ребенка всю оставшуюся жизнь.
2. ОТ ГОДА ДО 3 ЛЕТ.
Психические и моторные потребности ребенка развиваются, и это делает его более самостоятельным в некоторых видах деятельности. Если вы помните, то в этот период дети учатся ходить, осваивать окружающую предметную среду, стремятся быть самостоятельными. И если родители дают такую возможность, постепенно предоставляя все больше и больше свободы, то в ребенке будет укрепляться уверенность, что он владеет своими мышцами, побуждениями, самим собой.
3. ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ
В этом возрасте ребенок уже многое умеет делать самостоятельно, проявляет активность, начинает общаться с большим кругом людей. Если родители поощряют его активность, отвечают на его бесконечные "почему", не мешают ему фантазировать и в игре выстраивать вокруг себя воображаемые миры. То этим самым они закрепляют в детях важное качество - предприимчивость.
4.ОТ 6 ДО 12 ЛЕТ
В этом возрасте дети начинают систематически учиться, пробовать что-то конструировать, строить, рукодельничать, часто фантазировать о разных профессиях. Принципиально важно на этом этапе общественное одобрение. Если ребенка хвалят за активность и творчество, это поможет ему стать трудолюбивыми, развить свои способности. Если же взрослые (как родители, так и педагоги) не делают этого, то это может спровоцировать развитие неполноценности. Эго-идентичность ребенка в этот период выражается так: «Я – то, чему я научился».
5. ОТ 12 ДО 19 ЛЕТ
Стадия метаморфоз: меняется физиология, появляется желание по-своему смотреть на мир, потребность в своей жизненной философии. Подросток задается вопросами «Кто я?» и «Кем я хочу стать?». Вспомните: в этом возрасте мы пытались создать единый и по возможности непротиворечивый образ себя. Если нам удавалось это сделать, значит, кризис был успешно разрешен. В противном случае возникала дезориентация в самом себе, неприкаянность, чувство смешения ролей. Эриксон считал этот период жизни человека центральным в формировании его психологического и социального благополучия.
6. ОТ 20 ДО 25 ЛЕТ
Этот возраст, как говорит Эрик Эриксон, – символические «ворота» во взрослую жизнь. Мы получаем профессию, встречаемся с людьми, иногда – вступаем в брак. Положительный полюс этой стадии – близость (интимность) в самом широком смысле слова: способность заботиться о другом человеке, уважать и любить его, не боясь при этом потерять себя.
7. ОТ 26 ДО 64 ЛЕТ
В такие широкие рамки Эриксон заключил зрелый возраст, разведя на полюса, к которым все мы так или иначе тяготеем, общечеловечность (продуктивность) и самопоглощенность (инертность). В первом случае мы испытываем чувство сопричастности человечеству. Мы выбираем ту работу или тот способ самореализации, который помогает нам заботиться об обществе, о его будущем.
Во втором случае мы сосредотачиваемся на самих себе, удовлетворении своих потребностей, на собственном комфорте. Казалось бы, в эпоху глобального потребления это должно стать нормой, но, выбрав этот полюс, мы часто начинаем ощущать бессмысленность жизни.
8. ОТ 65 ЛЕТ ДО СМЕРТИ
В 65 лет, по Эриксону, наступает старость – время подведения итогов, размышлений, анализа достижений и неудач. И, подведя такой итог, мы можем понять, что жизнь удалась и мы в целом довольны ею. Такое осознание дарит нам чувство целостности эго.
Но в результате «ревизии» собственного жизненного пути нас может охватить чувство отчаяния и безнадежности – оттого, что мы не использовали все имеющиеся возможности, сделали непоправимые ошибки, в нашей жизни не было смысла. Именно в таком случае, пишет Эрик Эриксон, люди больше всего страшатся грядущей неотвратимости смерти. Но никогда не поздно переосмыслить жизнь, успеть еще сделать что-то нужное и полезное.