Найти тему
Не Бриджит Джонс

8 стадий развития ЛИЧНОСТИ

Оглавление

Немецкий психолог Эрик Эриксон считал, что весь человеческий жизненный цикл можно разделить на 8 стадий развития. И каждая из них предопределена, на каждой возникает кризис, и как правило, если его не преодолеть, последствия имеют не очень положительный характер. Но личность может развиваться во всю, а значит не все потеряно.

1. ОТ РОЖДЕНИЯ И 1 ГОДА.

Младенец на прогулке, или Ползком от гангстеров Baby's Day Out, 1994
Младенец на прогулке, или Ползком от гангстеров Baby's Day Out, 1994

Именно в этот период, самый ранний и в это время формируется базовое доверие или недоверие к миру. Если в первый год жизни ребенка, мама и близкие его родственники окружают его и дают ему достаточное количество любви, заботы, внимания. То ребенок начинает сам доверять этому миру и соответственно другим людям. Но в противном случае появляется страх и подозрительность, которые будут преследовать ребенка всю оставшуюся жизнь.

2. ОТ ГОДА ДО 3 ЛЕТ.

Кладбище домашних животных Pet Sematary, 1989
Кладбище домашних животных Pet Sematary, 1989

Психические и моторные потребности ребенка развиваются, и это делает его более самостоятельным в некоторых видах деятельности. Если вы помните, то в этот период дети учатся ходить, осваивать окружающую предметную среду, стремятся быть самостоятельными. И если родители дают такую возможность, постепенно предоставляя все больше и больше свободы, то в ребенке будет укрепляться уверенность, что он владеет своими мышцами, побуждениями, самим собой.

3. ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ

Один дома Home Alone, 1990
Один дома Home Alone, 1990

В этом возрасте ребенок уже многое умеет делать самостоятельно, проявляет активность, начинает общаться с большим кругом людей. Если родители поощряют его активность, отвечают на его бесконечные "почему", не мешают ему фантазировать и в игре выстраивать вокруг себя воображаемые миры. То этим самым они закрепляют в детях важное качество - предприимчивость.

4.ОТ 6 ДО 12 ЛЕТ

Заплати другому Pay It Forward, 2000
Заплати другому Pay It Forward, 2000

В этом возрасте дети начинают систематически учиться, пробовать что-то конструировать, строить, рукодельничать, часто фантазировать о разных профессиях. Принципиально важно на этом этапе общественное одобрение. Если ребенка хвалят за активность и творчество, это поможет ему стать трудолюбивыми, развить свои способности. Если же взрослые (как родители, так и педагоги) не делают этого, то это может спровоцировать развитие неполноценности. Эго-идентичность ребенка в этот период выражается так: «Я – то, чему я научился».

5. ОТ 12 ДО 19 ЛЕТ

Артур и минипуты Arthur et les Minimoys, 2006
Артур и минипуты Arthur et les Minimoys, 2006

Стадия метаморфоз: меняется физиология, появляется желание по-своему смотреть на мир, потребность в своей жизненной философии. Подросток задается вопросами «Кто я?» и «Кем я хочу стать?». Вспомните: в этом возрасте мы пытались создать единый и по возможности непротиворечивый образ себя. Если нам удавалось это сделать, значит, кризис был успешно разрешен. В противном случае возникала дезориентация в самом себе, неприкаянность, чувство смешения ролей. Эриксон считал этот период жизни человека центральным в формировании его психологического и социального благополучия.

6. ОТ 20 ДО 25 ЛЕТ

Сдохни, Джон Такер! John Tucker Must Die, 2006
Сдохни, Джон Такер! John Tucker Must Die, 2006

Этот возраст, как говорит Эрик Эриксон, – символические «ворота» во взрослую жизнь. Мы получаем профессию, встречаемся с людьми, иногда – вступаем в брак. Положительный полюс этой стадии – близость (интимность) в самом широком смысле слова: способность заботиться о другом человеке, уважать и любить его, не боясь при этом потерять себя.

7. ОТ 26 ДО 64 ЛЕТ

Мосты округа Мэдисон The Bridges of Madison County, 1995
Мосты округа Мэдисон The Bridges of Madison County, 1995

В такие широкие рамки Эриксон заключил зрелый возраст, разведя на полюса, к которым все мы так или иначе тяготеем, общечеловечность (продуктивность) и самопоглощенность (инертность). В первом случае мы испытываем чувство сопричастности человечеству. Мы выбираем ту работу или тот способ самореализации, который помогает нам заботиться об обществе, о его будущем.

Во втором случае мы сосредотачиваемся на самих себе, удовлетворении своих потребностей, на собственном комфорте. Казалось бы, в эпоху глобального потребления это должно стать нормой, но, выбрав этот полюс, мы часто начинаем ощущать бессмысленность жизни.

8. ОТ 65 ЛЕТ ДО СМЕРТИ

Смерть ей к лицу Death Becomes Her, 1992
Смерть ей к лицу Death Becomes Her, 1992

В 65 лет, по Эриксону, наступает старость – время подведения итогов, размышлений, анализа достижений и неудач. И, подведя такой итог, мы можем понять, что жизнь удалась и мы в целом довольны ею. Такое осознание дарит нам чувство целостности эго.

Но в результате «ревизии» собственного жизненного пути нас может охватить чувство отчаяния и безнадежности – оттого, что мы не использовали все имеющиеся возможности, сделали непоправимые ошибки, в нашей жизни не было смысла. Именно в таком случае, пишет Эрик Эриксон, люди больше всего страшатся грядущей неотвратимости смерти. Но никогда не поздно переосмыслить жизнь, успеть еще сделать что-то нужное и полезное.