Житель Полевского Андрей Клепалов входит в пятёрку лучших мастеров России по изготовлению концертной балалайки.
Балалайка – наше всё, как и водка с медведями. Но если медвежатников (охотников на медведей) и мастеров гнать водку в стране хватает, то мастеров-балалаечников по пальцам одной руки можно пересчитать. Одного такого уникального человека я разыскал в Полевском Свердловской области.
Андрей Михайлович – человек непубличный, закрытый. Весь в себе, как многие по-настоящему талантливые люди. Живёт себе скромно в домике на «юге» Полевского. Сразу и не подумаешь, что он такой один на десятки миллионов – от Камчатки до Москвы.
– Сделать концертную балалайку с настоящим звучанием – большое искусство, – говорит Андрей Михайлович. – Я ведь делаю только приму – концертную балалайку для соло, а это самое сложное. Если и есть ещё такие мастера, то только в Питере и Москве.
В среднем на одну балалайку Андрей Михайлович тратит три месяца. Тщательно отбирает дерево (использует бук, клён, самшит, чёрное дерево, полисандр), готовит его, склеивает корпус балалайки. Но это ещё не самое сложное – надо, чтобы балалайка звучала, извлекала именно те звуки, которые нужны музыканту.
– В нашем деле главное – слух, у мастера по балалайкам он должен быть абсолютным, – продолжает Андрей Михайлович. – Секреты в этом деле, конечно, есть, но даже если я их расскажу, воспользоваться кто-то сможет вряд ли. Балалайку надо слышать и чувствовать. Предела совершенству в балалаечном деле нет, – утверждает мастер. – Я, например, тридцать лет делаю балалайки и то не могу сказать, что всему научился. Всегда есть возможность что-то улучшить, но и это будет ещё не предел. Балалайку можно дорабатывать вечно.
Но одно дело изготовить инструмент, и совсем другое – его сбыть. Увы, талантливые мастера – плохие продавцы, торгашество не их профиль. Да и не только в этом проблема. Как ни странно, в России всё меньше людей которым нужны настоящие концертные балалайки. Умирает этот символ страны, остаётся только на картинках.
– Детей, – говорит Андрей Михайлович, – родители на балалайку отдают редко. В Екатеринбургской консерватории ещё готовят профессионалов, но их единицы. Кому продавать инструмент? В Москве и Питере – да, там востребовано больше, но там и свои мастера-балалаечники, которые уже поделили рынок.
На помощь Андрею Клепалову мог бы прийти интернет, но мастер от него далёк – нет даже компьютера. Как человеку дела ему некогда сидеть в сетях и бросать слова на ветер – человек делает балалайки, а потом заставляет их по-особенному звучать. Хотя заставляет – не то слово, мастер чувствует инструмент, у него с ним особая связь, примерно такая, как у будущей матери с ещё не родившимся ребёнком.
– Знаете, чем мастер отличается от ремесленника? – спрашивает меня Андрей Клепалов. И, не дожидаясь ответа, говорит сам. – Ремесленник сделает всё как надо. Копия, штамповка, почти не отличишь. Но не звучит и всё тут. Потому что нет души в балалайке. А в балалайке мастера есть душа.
Открою один секрет: Андрей Михайлович – младший брат знаменитого на весь мир музыканта-балалаечника, застуженного артиста России, солиста инструментального дуэта «Серебряные струны» Юрия Клепалова. Когда-то, тридцать с лишним лет назад, вдохновившись игрой брата, Андрей захотел сам изготовить для него балалайку.
– Долго мучился, – вспоминает он, – изучал технологию с нуля, ни у кого ничего не спрашивал – всё сам, методом проб и ошибок. Полгода, наверно, потратил, но всё-таки довёл до ума ту первую свою балалайку. Всего же в жизни Андрея Михайловича 50 сделанных своими руками балалаек. Он к ним относится, как к детям родная мать, у каждой свои звучание и характер.
Талант и терзания всегда вместе, спокойствие – это для заурядных натур. Андрей Михайлович уже не молод, но готов даже сейчас ехать в Москву, чтобы чувствовать себя более востребованным. Там другие возможности, там есть те, кому это нужно. Здесь не знают цену настоящей балалайке, не понимают, что это значит – своими руками изготовить инструмент. Кстати, большую часть жизни Андрей Михайлович проработал сварщиком. А балалайка для него была и есть занятием для души, истинным призванием, которое не принесло серьёзных денег, но давало нечто большее, чем богатство.
Вот Андрей Клепалов берёт собственными руками сделанную балалайку и начинает играть популярную русскую народную песню «Но как на свете без любви прожить?». На вопрос, который в ней звучит, у Андрея Михайловича два ответа. Первый – любимая женщина Наталья. А второй – балалайка. Инструмент с русскою душой.
На Москву!
В ближайших планах Андрея Клепалова участие в «Музыкальном конкурсе мастеров струнных инструментов России», который пройдёт в феврале 2019 года в Москве. Жюри конкурса будет оценивать качество звучания инструментов, изготовленных лучшими мастерами страны. Условия конкурса таковы что исключены любые подтасовки. Музыканты будут играть за занавесом, то есть члены жюри даже не будут знать, на чьих инструментах они играют, и выбирать лауреатов исключительно на слух.
Для участия в конкурсе Андрею Михайловичу необходимы средства, поэтому, если вам или вашим знакомым в городах России или за границей. нужны балалайки, изготовленные руками легендарного мастера, причём по самой низкой цене, заказывайте их у Андрея Клепалова по телефону 8-953-004-88-24.
Поможем полевчанину покорить музыкальную Москву!