Найти тему
Войны ХХ века

SturzKampfFlugzeug Ju 87 -карающий перст Гитлера.

«Дивизии как боевой единицы не существует, — доносил штаб армии, — а есть неболь­шие, деморализованные авиацией противника, группы бойцов пехоты, спецподразделений и артиллерия... Диви­зии понесли очень большие потери, особенно свирепствует авиация. Она делает систематические налеты группами по 20—25 самолетов. В общем, наша армия не способна вести какой-либо бой, так как все оставшиеся стали каки­ми-то очумелыми»- такие донесения получали из штаба 43-й армии Резервного фронта окруженного под Вязьмой. Так что так деморализовало Советские части… ? Давайте разбираться.

Первая мировая война показала эффективность использования авиации на поле боя, но при горизонтальном бомбометании, когда самолёт двигается по прямому курсу, он становится достаточно лёгкой добычей для ПВО противника в данном случае остаётся либо маневрировать либо набирать высоту. И в том и другом случае сильно теряется возможность прицельно поразить противника. И в тридцатых годах инженерная мысль приходит к тому, что прицельное бомбометание возможно только с пикирования. В апреле 1934 года отдел лётной техники управления вооружений сухопутных войск Германии, объявил конкурс на создание пикирующего бомбардировщика (SturzKampfFlugzeug). В конкурсе участвовали несколько компаний. После проведения сравнительных испытаний в испытательном центре Люфтваффе в Рехлине, Ju 87 был объявлен победителем.

Конструктором машины был Герман Польман. Первый полёт в 1935 году. Первое боевое применение — в 1936 году в составе легиона "Кондор" в Испании.

-2

С точки зрения самолётостроения Ju 87 не был прорывом,(скорость была около 400км/ч, достаточно ограниченный радиус действия) но имел ряд инновационных достоинств. Например, автоматические воздушные тормоза под обеими консолями крыла для обеспечения торможения при пикировании, так как в это время перегрузки могли достигать 6g, самолёт был снабжён автоматическим выходом из пикирования после сброса бомб. Самая узнаваемая схема крыла «обратная чайка» также позволяла снизить перегрузки на фюзеляж самолёта. Не убирающиеся шасси позволило не только усилить жесткость крыльев самолёта но и самих шасси, это позволило взлетать и садится на необорудованных полевых аэродромах. Но именно это и вписывалось в новую концепцию ведения войны «Блицкриг». Ju 87 или как их называли немцы «Штуки» должны были оказывать поддержку наступающим войскам на поле боя и в ближнем тылу противника.

Звёздным часом для штуки стало начало второй мировой. Эффективность самолёта превзошла все ожидания. Поражающая точность при бомбометании, оглушающий рёв сирен приводил в панику сухопутные части противника. Точность была такая что Ju 87 мог поразить танк, мост, ДОТ.

Как происходило бомбометание на Ju 87

Находясь на высоте около 4,5 километра пилот, выискивал цель, затем приводил самолёт в крутое пике под углом от 60-90 градусов и сбрасывал бомбы на высоте обычно 1500- 2000 метров, специальный захват отводил бомбу от периметра вращения винта, однако по свидетельству немецких асов они могли сбрасывать бомбы и с высоты до 300 метров.

-3

Самолёты действовали отрядами от 10 до 20 пикировщиков, иногда под прикрытием истребителей, выстраиваясь в карусель, сначала сбрасывалась основная бомба, расположенная под фюзеляжём, затем малые, крепившиеся на лонжеронах крыльев. Далее противник расстреливался из курсовых пулемётов MG 17 калибром 7,9 мм.

-4

Однако после триумфального шествия по Европе «Штука с толкнулась с огромной проблемой - современными (на тот момент) истребителями при битве за Британию. Потери были огромные, установленный пулемёт в задней полусфере калибром 7.92 мм MG-15 не мог эффективно бороться с новыми истребителями «Спитфайр». Дошло до того что вторых членов экипажа просто списали.

-5

Вторая жизнь «Штуки началась после нападения Германии на СССР. После завоевания господства в воздухе «Люфтвафе» не прекращая бомбили отступающие советские войска, что стало настоящим кошмаром для них. Это отраженно в многочисленных художественных фильмах как Советского так и постсоветского пространства. Лётчики делали за один день до 10 вылетов. Самым известным из них был Ганс Рудель, пролетавший на «Штуке» всю войну.

-6

С развитием в СССР истребительной авиации эффективность «Штуки» резко снизилось. Попытки модернизировать его по примеру «ИЛ-ов» и установки двух 37-мм пушек для борьбы с танками ожидаемого результата не дало.

Выпуск Ju 87 продолжался до 1944 года. Всего за годы войны было произведено около 6500 «Штук» в различных модификациях