Строительство дорог было строго регламентировано законами и правилами. Сами дороги были построены нередко военными или рабами. Интересно, что уже в те времена ориентировались на топографику, чтобы дороги не проседали или не приподнимались в случае природных катаклизмов. Сама дорога была многослойной и нередко достигала в глубине до 5 метров. Подобные технологии позволяли не ремонтировать дорогу в течение десятков, а то и сотен лет.
Существовало несколько видов римских дорог: общественные, проселочные и частные. Самыми широкими были общественные, так как были рассчитаны на повозки и лошадей. Проселочных дорог было наибольшее количество. Частные дороги обычно пролегали между частными владениями и полностью регулировались их обладателями.
Римские дороги были предельно простые и удобные для путешественников. Между населенными пунктами они были практически прямые, а вдоль дорог стояли мильные камни. Несмотря на свое название, они не ставились через каждую милю, а лишь указывали расстояние до ближайшего населенного пункта.
В 20 г. до н.э. на Римском Форуме был установлен Золотой Миллиарий*, который ознаменовывал начало всех римских дорог.
Развитие сети римских дорог не могло не повлиять на строительство туннелей, мостов и бродов. Строились деревянные, каменные, понтонные мосты. Броды засыпались каменными глыбами, постепенно превращаясь в каменные мосты. В горных районах строились туннели. Для пересечения рек торговцами и путешественниками использовались платные паромы. Кроме того, дороги позволили Римской империи наладить систему почтовой связи.
Все дороги и правда вели в Рим. Это не просто поговорка, поскольку каждый житель мог без труда попасть в Вечный город всего лишь выбирая наиболее широкие дороги на перекрестках.
В наше время, римские дороги по большей части покрыты асфальтом, однако и сейчас можно встретить куски проселочных дорог в Великобритании, Германии, Италии, Северной Африке и других уголках бывшей Римской империи.
*Миллиарий (или дистанционный столб, почтовый столб) – дорожный знак, показывающий расстояние в милях или часах между населенными пунктами.