Для здорового человека так называемая безбарьерная среда в городе кажется прихотью. Ну, где там эти 10 инвалидов, что у нас живут? Всё равно их не видно. Зачем тратиться и перекладывать тротуары?
В таких рассуждениях заложено сразу несколько ошибок:
- Безбарьерная среда стоит дорого
- Пандусы — это только для инвалидов на колясках
- Инвалидов очень мало
Первое, что надо сделать - перестать думать о противопоставлении "инвалид"-"здоровый". Кому трудно пользоваться неустроенной средой?
- Те, кто проходит тяжелый курс лечения (например, химиотерапию)
- Люди с хроническими проблемами опорно-двигательного аппарата
- Старики, с больными ногами и плохим здоровьем в целом
- Маленькие дети
- Беременные
- Родители с детскими колясками
- Люди с сумками и чемоданами на колёсиках
- Люди с травмами конечностей
- Люди с разными другими заболеваниями
- Слабовидящие и незрячие
- Инвалиды-колясочники. Это не обязательно про отказавшие ноги, это может быть и просто крайняя степень истощения от курса лекарств
Это может быть до 30% населения. Каждый из нас пройдёт состояния "ребёнок" и "старик". Почти половина пройдёт состояние "беременная". Многие перенесут травму. Безбарьерная среда — для всех нас.
Здоровый человек не понимает, что пять ступенек вверх для многих, кому перевалило за 80, становятся очень тяжелым испытанием. Ещё меньше понимают, что пять ступенек вниз - это приблизительно то же самое.
Почему же инвалидов не видно? Да именно потому, что выход на улицу для них — огромный стресс. Дальняя прогулка практически невозможна. Каждый, кто был в западной Европе отметил, сколько колясочников на улицах там. А ведь их процент приблизительно сравним.
Если вы попытались представить себя на месте человека, у которого проблемы с суставами, то уже понимаете, что пандусы нужны не только для колясочников. Так что, надо заменить все лестницы на пандусы? Увы, так тоже не получится. Пандус существенно удлиняет путь, и для определенной категории людей длинный пандус с кучей поворотов может быть даже хуже лестницы (пример — пандус у платоформы Красногорская в Москву).
А вот что точно должно быть у всех лестниц — это поручень. Но и это оказывается не совсем тривиальная вещь. Поручень должен быть на уровне пояса невысокого человека и полностью охватываться рукой. Он должен быть чистый и не скользкий.
Все эти средства не очень дорогие, и мешает их внедрению не бюджет. Просто у ответственных нет осознания их необходимости и нет понимания, что именно нужно делать, какие части инфраструктуры критичны.
Что входит в безбарьерность?
Что именно мешает перемещаться по городу?
- Разрушенное покрытие, ямы и вспучивания
- Лужи/снег/лёд
- Скользкая краска разметки
- Бортики, бордюры, заборы
- Лестницы
- Крутые уклоны дороги или пандусов
- Неработающая инфраструктура (лифты и подъемники)
- Непонятные приоритеты движения транспорта и людей
- Плохая видимость пешеходов
- Слишком короткие фазы светофоров
- Неудобный никому общественный транспорт
- Невозможность инвалидам припарковать автомобиль вблизи интересующего объекта
Первое — должна быть просто среда для перемещения, ровное покрытие, асфальтовое, плитка, не важно. Главное, чтобы в него независимо от погодных условий не проваливалась нога, трость или костыль.
Второе — покрытие должно быть доступно в любые сезоны и в любую погоду. Это вам, здоровому лужу обойти по бортику раз плюнуть. А представьте человека, который плохо видит, которому больно поднимать ноги и промокнуть для него из-за слабого здоровья просто опасно. Лужа становится абсолютным барьером. Зимой замерзшая лужа становится невидимым барьером и почти гарантированным переломом (поэтому, кстати, в некоторых случаях снег лучше утрамбовывать, чем счищать до льда).
Автомобильные дороги худо-бедно чистят от снега. Тротуары — по остаточному принципу. Ну, понадобится этим пешеходам - сами протопчут тропку. Но это здоровые протопчут, и ровно столько, сколько им нужно. По этой узкой тропинке маломобильный человек даже с тростью (про костыли и коляски молчим) не пройдёт. Это снова барьер.
Но ладно, когда виноваты сильные осадки. Последнее время дорожные работники просто вредительством занялись: "зебры" нынче представляют собой сплошной слой скользкого пластика на асфальте. Добавить колеи от зимних шин и лёгкий дождь — без травмы не обойдётся.
Бортик мешает не только коляске. Натренироать руки, чтобы свободно и бодро ходить на костылях — это несколько месяцев. Поэтому для человека, который только что получил серьёзную травму ноги первые месяцы бортики выше 5-10 см — непреодолимая преграда. А для самостоятельного перемещения на коляске высота препятствия не должна быть больше 2 см. Три уже не дают заехать самому, семь будут большим неудобством даже для сопровождающего. Поэтому в нормальной безбарьерной трассе допустимый перепад - полтора сантиметра.
Пешеходный переход над Волоколамкой у Павшинской поймы обещают оснастить пандусами для инвалидов. При этом, уклон там такой, что не только колясочник самостоятельно, но и с сопровождающим забраться будет невозможно.
Часто видят выход в технических средствах, лифтах или других подъемниках. Но несмотря на весь прогресс в технике за последние 100 лет лифты остаются дорогим и требующим обслуживания оборудованием. И одной из любимых целей вандалов, что задирает стоимость подъемника ещё сильнее. Есть ситуации, когда без лифта не обойтись (переход над ЖД, например), но обычно это псевдорешение: вроде, есть, но не работает.
Есть ещё очень простая вещь, которая может сильно облегчить жизнь всем: это четко обозначить правила, где место для автомобилей, где — для пешеходов. Сейчас часто получается, что тротуар во дворе, вроде, есть, но заставлен автомобилями. Или вообще непонятно, где личный транспорт держать, где грузовикам разгружаться, а где людям ходить. И паркуются, и разгружаются в итоге так, что только здоровый и бодрый человек эту полосу препятствий преодолеет.
Вам наверняка встречалась ситуация, когда старушка ждет у зебры, когда мимо проедут все машины и можно будет спокойно перейти дорогу. Почему так, ведь уже давно в России стали уступать пешеходам? А дело в том, что уступают, когда видят. Заборы на обочине, деревья, сумерки — всё это мешает заметить пешехода вовремя и загодя остановиться.
Мир придумал две простые проверенные вещи: выступы тротуара со столбиками у "зебр" (они ещё помешают парковке вплотную к переходу) и направленный на пешехода прожектор. Но где они у нас?
И, наконец, фазы светофора: человеку с проблемами ОДС надо 8 секунд чтобы пройти 3.5 метра (ширина полосы дороги). 2 полосы - 16 секунд, 4 - 32 секунды. Делать на четырехполосной дороге фазу в 20 секунд — издевательство.
Такое же издевательство заставлять ждать пешеходов по две-три минуты. Допустимый психологически предел около 50 секунд. 70 — желтая зона, после 90 мы гарантированно получим людей, идущих через дорогу на красный.
Что делать
У Ильи Варламова была очень точная характеристика: город удобный для бабушек удобен для всех.
Главное — сделать тротуары свободными.
От ям, луж, снега, автомобилей. Разобраться, где тротуар, где дорога, где парковка, обозначить и разграничить. Это нужно всем, это просто правила хорошего города.
А теперь — фокус. Как безбарьерная среда позволяет экономить:
Что совсем не требует затрат — настроить светофоры на нормальные пешеходные фазы. Город не должен ущемлять людей в угоду механизмам.
Стоит делать нормальные зебры, без сплошного слоя бело-желтых полос пластика. Это дешевле по материалам и работе. Это не только безопасность бабушек, но и возможность экстренного торможения для автомобиля и больший комфорт велосипедистам.
Вновь экономия. Отказаться от планов по подземным переходам и принять, что "зебры" в городе нужны каждые 150 метров. 200 минимум. И каждые 50 метров любого пешеходного маршрута нужна лавочка, чтобы пожилой человек мог отдохнуть.
И перестать сливать бюджет на заборы. Боитесь машин на тротуаре — ставьте бетонные столбики, боитесь пешеходов на проезжей — снижайте скорость и делайте больше пешеходных переходов.
И только после этого стоит начинать перекладывать бордюры и строить пандусы.
Только после ввода платной парковки имеет смысл выделять места для инвалидов (выделить-то можно, но штрафовать за нарушения никто не станет).
Только после отмены маршруток можно говорить об удобстве транспорта для маломобильных.
А пока единственной безбарьерной зоной в городе остаются Ивановские пруды. Но и то, зона в себе, добраться до неё на коляске, например, ой как непросто.