В студии Города+ председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга Сергей Харлашкин рассказал о будущем Восточном скоростном диаметре, о плане строительства новых станций метро и о возможности сделать Невский проспект пешеходным.
Новый выпуск программы «Главный+» с участием Сергея Харлашкина смотрите на нашем сайте или Youtube-канале.
- Сергей Викторович, к чемпионату мира город получил огромную инфраструктуру, которая будет работать на него еще долгие годы. Что бы выделили вы?
- Действительно, мы в этом и в прошлом году ввели семь объектов транспортной инфраструктуры. Коротко перечислю. Это Яхтенный мост, уже полюбившийся горожанам, - пешеходный мост с возможностью автомобильного движения. Наверное, уже все увидели, что он крайне востребован у жителей города, особенно в выходные дни и в теплую погоду – там полный аншлаг. И он обеспечил связь рекреационных зон – парка 300-летия, Крестовского острова, стадиона. Красивые места. Немаловажно, что этот мост обеспечил доступ к станции метро Новокрестовская от близлежащих домов со стороны Петроградского района. Люди пользуются станцией. Дальше – Пулковско-Дунайская развязка, это на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским проспектом. Тоже грандиозная развязка, существенно облегчила трафик, там бессветофорное движение от аэропорта. В общем, она сыграла свою положительную роль в транспортном обеспечении. Дальше – набережная Макарова, мост Бетанкура. Причем жители об этой транспортной связи отзываются с восхищением. Существенно, больше, чем на 10 минут, сокращается путь с Западного скоростного диаметра до центральных районов города. И Васильевский перестал быть островом, по сути, с ним круглосуточная транспортная связь.
- Метро – это же вообще революция. Две станции метро ввели на полтора года раньше?
- Да, две станции метро Невско-Василеостровской линии – это «Новокрестовская» и «Беговая». Станции по проекту должны были строиться 42 месяца, а построены и введены в эксплуатацию за 29 месяцев. То есть значительно сократились сроки. Учитывая то, что уже в самом проекте организации строительства были сжатые сроки, сдали все равно еще раньше на 13 месяцев. Станции по-своему уникальны. Практически вся линия идет под Финским заливом. «Новокрестовская» вообще раньше была частью акватории, и мы сначала сделали намывные территории. А потом на этих намывных территориях соорудили эту станцию. Станция большая, очень красивая получилась – наверное, все жители уже видели, все знакомы с ней. Пропускная способность у нее – до 30 тысяч пассажиров в час. И прошедший чемпионат мира показал, что она полностью справилась с пассажиропотоком в пики нагрузок. Это как раз приезд и особенно отъезд болельщиков. У нас там практически всегда было больше 50 тысяч пассажиров. И практика показала, что за полтора часа все болельщики и другие жители, которые в этот момент были на Крестовском, покинули остров без всяких заторов.
- Впервые ближайшая к стадиону станция метро не закрывалась на вход.
- Да, у правоохранительных органов была мысль закрыть ее на вход с целью обеспечения безопасности, потом думали ее открывать через час после окончания матча. Но решили от этого отказаться. После тестового матча перед чемпионатом обкатали эту схему. В принципе, никаких недоразумений там не возникло.
- Губернатор подписал распоряжение о ежегодном финансировании строительства метрополитена в размере 30 млрд рублей в год. Куда будет двигаться метрополитен?
- Развитие метрополитена определено генеральным планом. Сейчас мы готовим различные поправки, так как с его составления уже прошло время. Законодательная база менялась, менялись центры массовой застройки. Поэтому проекты линий метро претерпели в связи с этим некоторые изменения. Будет продолжение Невско-Василеостровской линии дальше за «Беговую» и «Новокрестовскую», в зоопарк и так далее. Жизнь не стояла на месте, строились жилые кварталы, центры притяжения менялись. Сейчас мы делаем корректировку проектной документации. Схему развития метрополитена можно посмотреть у нас на сайте комитета по развитию транспортной инфраструктуры, там у нас достаточно подробно все расписано.
- Кольцевая там уже нарисована?
- Кольцевая линия – да. Как раз она в перспективном плане уже есть, штрихами, так сказать. Но, по большому счету, место прохождения ее будет именно такое, плюс-минус сто-двести метров вправо-влево. Сейчас как раз ведутся предпроектные проработки, и по их результатам уже будет более точная информация. В этом году мы планируем ввести три станции Фрунзенского радиуса метрополитена и депо «Южное». Депо у нас в городе не было уже давно. Оно получилось современное и уже, в сущности, готово. Там уже и поезда, но уже выполняет функцию стоянки. При вводе этих трех новых станций депо заработает в полную силу. Планируем до конца этого года, в декабре, ввести в эксплуатацию эти три станции. Степень готовности у них высокая. Остались отделочные работы и подведение коммуникаций.
- Станции метро так и будут глубокими? Как в Москве, сделать нет возможности?
- Понятно, что если есть возможность сделать неглубокими, в глубину никто не пойдет. Но у нас в городе очень сложная гидрогеология, это во-первых. Во-вторых, щит, который двигается и прокладывает путь для строительства, это огромное сооружение, которое миллионы кубометров грунта из-под земли убирает. Это целая наука. Прежде чем делать, проводятся колоссальные изыскательские и прогнозные работы. Вглубь щит уходит только тогда, когда есть опасность, что на исторические здания может каким-то образом оказать влияние проходка этого щита. Не в лучшую сторону, само собой разумеется. Поэтому каждый шаг просчитан, щит идет там, где ему нужно идти. Ну, допустим, эти две новые станции – «Новокрестовская» и «Беговая». Они мелкого заложения. Стволы тоннелей уходят под залив, так, чтобы они пролегали не близко ко дну. Там порядка 7 метров ниже Финского залива. А сами станции вообще-то мелкого заложения.
- Сейчас заканчивается планирование и проектирование ВСД. Скоро можно будет говорить о сроках его строительства?
- Восточный скоростной диаметр – это такой мегапроект, который предполагается построить с участием концессии. Сейчас мы проектируем все три очереди его строительства. Прохождение трассы определено. Так как она идет по городу, понятно, что без различных трудностей не обойтись. В частности, у нас между Ладожским вокзалом и исправительно-трудовым учреждением ФСИН должна была пройти трасса. Требования, вы же понимаете, специфические. С одной стороны вокзал, с другой – ФСИН. У них есть свои требования. У нас трасса первоначально проходила так, что вся эта колония как на ладони была с нее видна, в непосредственной близости. Поэтому опасения у ФСИНа, наверное, были обоснованные. Сейчас мы пришли с ними к консенсусу, документы у них на согласовании. Это единственный участок, где такой спорный вопрос. Все остальное уже определено. Диаметр пойдет через Неву либо через мост, либо через тоннель.
- А какие плюсы и минусы моста и тоннеля?
- Очень просто. Очень привлекательно было бы сделать тоннель. Потому что, во-первых, это круглосуточная связь, во-вторых, это не меняет облик исторической части города. В-третьих, это первый такой большой тоннель в городе, очень хотелось бы его сделать. В-четвертых, въезд в тоннель в данном случае был бы с меньшими потерями, меньше сносов зданий и так далее. Но вместе с тем тоннель в полтора раза дороже моста. Там в качестве альтернативы рассматривается низководный мост с разводным пролетом. Эксплуатация тоннеля, по приблизительным подсчетам, в полтора раза дороже эксплуатации моста. То есть затраты больше. Но, еще раз повторю, тоннель, конечно, заманчивее. Решение как раз рождается. Сейчас в результате проектных работ будет два варианта проработок. Это тоннель и мост. И будем обсуждать, будем взвешивать все «за» и «против» и принимать решение.
- Вам самому, как специалисту, что нравится?
- Мне – тоннель. Потому что это знаковое сооружение, первое в Санкт-Петербурге. И, повторюсь, круглосуточное, круглогодичное, без разводных пролетов и так далее.
- Сергей Викторович, Дума в третьем чтении приняла закон, позволяющий решить проблему с передачей персональных данных между городскими службами и ГУ МВД. Когда начнут штрафовать тех, кто не платит за парковку?
- Да, мы, к сожалению, не подразумевали, когда запускали пилотную зону парковки, что это будет такой длительный процесс. Это, в сущности, изменения в Кодексе об административных правонарушениях, которые как раз и предполагают обмен персональными данными между Министерством внутренних дел и субъектом федерации. Как вы знаете, у нас было много различных вариантов. Мы пытались разными способами и передать право штрафования МВД. Если не можете предоставлять данные – хорошо, не предоставляйте, но тогда штрафуйте сами. В принципе, у нас-то цель – не штрафовать людей, а освободить центр от долгосрочно стоящего транспорта, оптимизировать посещение центра и так далее. Мы же параллельно и перехватывающие парковки создавали. Люди, которым нужно попасть в центр по каким-то делам, не имеют возможности припарковать машину на короткий промежуток времени, потому что они приезжают на работу, оставляют машину на весь рабочий день. Суть-то какая: человек приезжает из-за города или из отдаленных районов до перехватывающей парковки, до первой станции метрополитена. Оставляет там машину и потом на общественном транспорте добирается до места. Таким образом, центральная, историческая часть города, фактически музей под открытым небом, как мы его называем, будет освобожден от машин, массово стоящих на обочинах.
- Сергей Викторович, опросы показывают, что порядка 75% горожан выступают за платные парковки. И, более того, даже когда штрафы не взимались, люди все равно платили за парковку.
- Да, кстати, Петербургу надо отдать должное, не зря это культурная столица. Люди знали, что нет штрафов, мы этого не скрывали. Но вместе с тем мы имеем такие две цифры: на создание пилотной зоны платной парковки мы потратили 230 млн рублей. Без штрафов, добровольно люди уже оплатили 286 млн рублей. Уже 56 млн, условно говоря, в плюсе.
- А сейчас, когда есть законодательное решение о наказании людей, можно говорить о расширении платной парковки?
- Да, мы рассматриваем расширение зоны платной парковки, опять же, при помощи концессионеров. Их много, состоится конкурс, то есть конкурентная среда есть. Но, конечно, всех сдерживал этот пробел в законодательстве, который не позволял осуществлять штрафы за неправильное паркование автомобилей. Теперь, когда в июле Дума приняла в третьем чтении этот закон, мы получим право наложения штрафов за неправильное паркование.
- Где будут новые зоны платной парковки?
- Сейчас мы рассматриваем практически всю центральную часть города с дальнейшим расширением. Границы зоны платной парковки перспективны. Их можно тоже посмотреть у нас на сайте, там есть все предполагаемые паркоматы. Будет 62 тысячи мест. Сегодня у нас 2832 места в пилотной зоне. То есть будет больше почти в 25 раз.
- В завершение популярный вопрос: в летнее время по выходным будет пешеходный Невский в обозримом будущем?
- Мы с Игорем Николаевичем Албиным часто на эту тему дискутируем. По большому счету, и он, и я за это. Да все за. Я вспоминаю предыдущий ремонт Невского проспекта. Я еще жил в Москве, мы приехали в город в белые ночи и так же гуляли во время ремонта. В этот раз, когда ремонт Невского проспекта проходил ночью, это тоже была самая оживленная улица. Поэтому мы прорабатываем вопрос автотранспортного планирования. Поставлена задача просчитать пассажиропотоки. Но речь идет, конечно же, только о выходных днях. Чтобы автомобилисты в результате нашего интервью не напугались. Потому что, если закрыть проспект в будние дни, все-таки в городе не очень комфортно будет ездить. Хотя, когда мы введем на полную мощность платные парковки, ситуация изменится в лучшую сторону. Но рассматриваем пешеходный Невский по выходным дням и, наверное, в теплое время года. Будем экспериментировать, идем к этому.
Новый выпуск программы «Главный+» с участием Сергея Харлашкина смотрите на нашем сайте или Youtube-канале.