Найти тему

153 года: Александр Глазунов. Интересные истории о композиторе.

Александр Константинович Глазунов родился в Петербурге 10 августа 1865 года в семье книгоиздателей.

Мать композитора была пианисткой, брала уроки фортепьянной игры и теории музыки у лучших музыкантов Петербурга. Отец играл на скрипке. Когда мальчику исполнилось восемь лет, его начали обучать музыке. И обучался неплохо, что позволило ему вырасти выдающимся музыкантом, чьи произведения явились воплощением прогрессивных традиций отечественного демократического искусства.

Глазунов вспоминал: «В доме у нас много играли, и я твердо запомнил все исполнявшиеся пьесы. Нередко ночью, проснувшись, я восстанавливал мысленно до малейших подробностей то, что слышал раньше...»

В 14 лет его заметил Милий Балакирев и порекомендовал Николаю Римскому-Корсакову, который стал заниматься с юношей и за полтора года преподал ему полный курс гармонии, форм и инструментовки, теории музыки и композиции. Учитель был так доволен учеником, что величал его «молодым профессором». 
А еще современники называли его счастливчиком и баловнем судьбы, благословленным самим Творцом. Одарённый незаурядными способностями, он создавал радостную, светлую и гармоничную музыку достойную восхищения и недаром его сравнивали с Листом и Вагнером, а кроме этого считали творческим преемником Чайковского.

В 1882 году состоялась премьера Первой симфонии 16-летнего автора, которую заметили и высоко оценили. Римский-Корсаков назвал этот день великим праздником для всех петербургских музыкантов.

"Юная по вдохновению, но уже зрелая по технике и форме, симфония имела большой успех", - писал он.

Когда на вызовы публики на сцену вышел шестнадцатилетний автор, юноша в гимназической форме, публика была поражена.

«Многие из нас хорошо помнят… тот восторг, смешанный с чувством изумления, который овладел всеми нами, когда на шумные аплодисменты и вызовы публики, появился на эстраде юноша - автор, едва достигший 16-летнего возраста. Всем стало ясно, что на горизонте нашего отечества появилась новая, яркая звезда», напишут в поздравительной грамоте дирекции Санкт- Петербургского Филармонического общества 25 лет спустя.
-2

После исполнения Первой симфонии возникли новые знакомства, а сочинения Глазунова исполнялись сразу же, как только он успевал их окончить. Одно сочинение следовало за другим. В августе 1882 года Первая симфония была исполнена в Москве. Популярность Глазунова росла и за границей - и довольно быстро росла. Произведения его все чаще встречались в программах концертов, а в прессе начали появляться разборы его сочинений и биографические справки о самом композиторе. Особенной известностью Глазунов пользовался в Англии, в 1907 году ему присвоили степень доктора Кембриджского и Оксфордского университетов. Он не раз посещал Лондон и дирижировал там своими произведениями.

К 1890-м годам он достиг вершин своего таланта, полного расцвета своих творческих сил и блестящего совершенства техники. Те индивидуальные свойства музыки, которые Глазунов обнаруживал еще в своих ранних произведениях, теперь вылились в мастерство вполне определившегося стиля. В эти два десятилетия на рубеже старого и нового века Глазунов создал свои лучшие произведения. К числу наиболее значительных произведений Глазунова прежде всего относятся его последние симфонии, начиная с Четвертой и включая последнюю, Восьмую. Каждая симфония совершенна в своем роде, и ни одна из них не похожа на другую.

В 1899 Глазунова приглашают профессором в Петербургскую консерваторию, вводят в состав дирекции Петербургского отделения РМО. Продолжается интенсивное творчество: к концу века Глазунов — автор пяти симфоний, симфонических картин «Кремль» и «Весна», Торжественной кантаты в память столетия Пушкина, множества сочинений для голоса, камерных инструментов и ансамблей, мелких оркестровых пьес, в числе которые популярные концертные вальсы.

К этим же годам относятся превосходные произведения Глазунова в области балета. "Раймонда" (балет в трех действиях, либретто М. Петипа) написана в 1896-1897 годах, а поставлена впервые в Петербурге в 1898 году. Исторически она продолжает направление, намеченное балетами Чайковского, - симфонизацию балета.
Этот балет хорошо знаком и саратовскому зрителю: 25 мая 2014 года, в рамках Собиновского фестиваля в Саратовском театре оперы и балета прошла премьера балета "Раймонда" балетмейстера Кирилла Симонова и этот балет в репертуаре театра и по сей день. До этого редакция балета была представлена на суд саратовских зрителей в 1939 году.

Но с именем Александра Глазунова связано и множество интересных историй.

Например, была такая байка.

Как-то раз после приема горячительных напитков Глазунов дирижировал Первой симфонией молодого Сергея Рахманинова будучи сильно навеселе (чего, впрочем, никто из публики не заметил). Симфония, однако, провалилась с треском, так как была слишком необычна и сложна для восприятия публикой.
Узнав, что молодой композитор чрезвычайно удручен провалом и даже готов потерять веру в свой талант, Глазунов сказал:
" — Ах ты, Боже мой, что за молодежь пошла хлипкая! Ну, скажите ему, что все дело во мне. Хуже нет, когда дирижер пьян и весел, а публика трезва и серьезна... Лучше бы наоборот..."

Или истории, связанные с его учениками.

Александр Константинович Глазунов с большим терпением и вниманием относился к начинающим композиторам. Лишь однажды он не выдержал и сказал юнцу, засыпавшему композитора своими бездарными опусами:
- Милостивый государь, у меня создалось такое впечатление, будто вам предложили выбор: сочинять музыку или идти на виселицу.

И хорошим знакомством с собственными произведениями.

Молодой человек, готовившийся к поступлению в Ленинградскую консерваторию, решил пойти на курсовой экзамен пианистов. Вышел пианист, начал играть что-то незнакомое. И вдруг молодой человек услышал рядом чей-то тихий, спокойный голос:
- На четвертую страницу переходит... Он обернулся и замер. Рядом сидел сам Глазунов, задумавшийся, медленно покачивающийся в такт музыке.
Через некоторое время снова раздался его голос:
- Вот уже на седьмую страницу перевалил.
И опять:
- К одиннадцатой подходит.
Юному музыканту очень хотелось сказать маститому соседу что-нибудь приятное. Он долго думал и наконец решился:
- Как вы хорошо знаете классическую музыку, Александр Константинович!
- И немудрено, - тихо ответил Глазунов, - это моя соната.

И, конечно же, больше всего историй связано с феноменальной памятью композитора. Именно эта черта помогла 22-летнему Глазунову вместе с Римским-Корсаковым закончить за безвременно скончавшегося Александра Бородина оперу «Князь Игорь» и Третью симфонию – их он слышал в исполнении самого Бородина и смог воспроизвести.

-3

Помимо этого, Глазунов всегда был хорошим другом. Спокойный, добродушный и доброжелательный, он привлекал к себе многих. Он был дружен не только с петербургскими, но и со многими московскими музыкантами. Переписывался с Чайковским, сблизился с Танеевым, Рахманиновым, Скрябиным. Чаще всего встречи происходили на так называемых «беляевских пятницах» — вечерах, на которых звучала музыка, обсуждались прослушанные произведения. Взаимная симпатия и уважение связывали Глазунова и с Рубинштейном, несмотря на большую разницу в возрасте.

"Я большой поклонник Вашего таланта; я ужасно ценю и высоко ставлю серьезность Ваших стремлений, Вашу артистическую, так сказать, честность... Вы для меня во многих отношениях загадка. У Вас есть гениальность..." - из письма П. И. Чайковского к Глазунову (1890)

15 июня 1928 года композитор поехал в Вену, якобы в трехмесячную командировку на международный конкурс. Считалось, что осенью он вернется, поэтому поехал налегке, с небольшим багажом. После Вены, в которой проходили торжества в память Шуберта, Глазунов побывал в Праге, Дрездене, Лейпциге, Веймаре, Эйзенахе, Бонне. Это было своего рода музыкальное паломничество по местам, связанным с великими композиторами прошлого. В сентябре он приехал в Париж, где и остался. Причиной невозвращения Глазунова стала болезнь. Он действительно был болен, и правительственная коллегия на этом основании продлила ему командировку, оставив номинально в должности директора консерватории. До 1933 Александр Гдазунов вел активную концертную деятельность в Париже, Португалии, Испании. В Лиссабоне ассоциация музыкантов и художников сделала его своим почетным членом. Побывал он с гастролями и в США — Детройте, Чикаго, Бостоне, Нью-Йорке, — затем в турне, которое охватило Прагу, Варшаву и Вену. Умер Глазунов в Париже, на семьдесят первом году жизни 21 марта 1936 года - так и не вернувшись больше в Россию.

-4