Лирическая комедия "Афоня" Георгия Данелия о безалаберном сантехнике Афанасии Борщове - очень знаковое произведение советского кинематографа.
В статье описаны интересные факты о процессе съемок фильма и особенностях работы на сценарием.
Подбор актеров
На роль главного героя, незадачливого Афони, режиссер планировал взять Владимира Высоцкого, он даже вписал в первоначальный сценарий сцену, где он играет на гитаре. Также режиссер рассматривал кандидатуры Даниила Ольбрыхского и Леонида Куравлева. Выбор пал на последнего, потому что по словам режиссера, "у Леонида есть какая-то добрая загадка, которая позволяет простить Афоне некоторые плохие поступки, потому что все знают, что в душе он добрый и обязательно исправится.."
На роль Кати была выбор пал на молодую актрису Женю Симонову. Её режиссеру посоветовала ассистент по актерам Елена Судакова. Однако, оказалось, что она уже подписала договор на съемки в другом фильме и ей надо было улетать в Башкирию на съемки.
Режиссер пересмотрел большое количество молодых актрис, но, по его мнению, ни одна актриса не подходила на роль милой и скромной Кати лучше, чем Евгения.
Тогда директор картины, Александр Яблочкин, пошел на поводу у режиссера (и не зря!). Слетал в Башкирию и забрал Евгению вместе с мамой на 3 дня в Ярославль, где и проходили съемки "Афони".
Георгию Данелия ничего не оставалось, как в ускоренном порядке снимать все сцены с Катей. Успели в срок, т.к. снимали и днем и ночью, актриса почти не спала.
Съемки
Съемки фильма проходили в Ярославле. Некоторые сцены приходилось переделывать и корректировать по ходу съемок.
Например, в сцене, где Афоня просыпается у Кати и выглядывает в окно там должны были проходить молодожены в свадебных нарядах. Но оказалось, что платье забыли в Москве. Тогда оператор предложил прокатить там телегу, которую как раз мимо тащила лошадь. Так и сделали. Некоторые зрители восприняли это как символ будущей жизни Кати: "она будет как эта несчастная лошадь, будет тащить груз омерзительного, пьяного хамства и нищеты всю жизнь!"
В фильме дебютировала тогда еще малоизвестная группа "Машина времени". Во время медленного танца играет их песня "Ты или я".
Концовка
Очень долго сценаристы и режиссер пытались прийти к единому мнению по поводу концовки фильма. В окончательном утвержденном варианте к Афоне подходит милиционер, просит документы, герой дает ему паспорт. Милиционер видит в паспорте веселого мальчишку, а перед собой - взрослого мужчину с грустными и пустыми глазами. Режиссеру такой финал не понравился. Слишком грустный.
Тогда начали прорабатывать финал, в котором Катя и Афоня встретились, такой финал был, наоборот, слишком предсказуемым, "хэппиндовским".
Решили в финале показать Катю, но как будто она приснилась Афони. Он открывает глаза - а перед ним милиционер просит документы. Как не пытались снимать в разном оформлении - режиссеру не нравилось ничего.
Тогда он понял, что дело не в деталях, а в самой Кате. Героиня получилась настолько чистой и искренней, что режиссеру очень хотелось, чтобы она действительно приехала к Афоне. В итоге, мы получили такой "примитивный", как его назвали многие критики, финал кинокартины.
Популярность
Несмотря на не очень хорошую реакцию критиков и публицистов из-за финала картины, она была очень популярна среди советских зрителей. За первый год проката её посмотрело 62,5 млн. зрителей и она занимает уверенное 14 место в списке лидеров советского проката.
Если Вы давно не смотрели "Афоню", то обязательно пересмотрите его в ближайшее время.