Само понятие диспансеризации еще не успело стать привычным в сознании горожан—кроме, пожалуй, тех категорий, которые по роду службы вынуждены её пройти в обязательном порядке. Остальной контингент в лучшем случае рассматривает процесс врачебного освидетельствования как возможность на халяву получить консультацию узкого специалиста, в худшем—с пользой потратить избыток свободного времени.
Суета вокруг дивана и друзья медсестры
История вопроса в Севастополе стартовала в начале прошлого года. Именно тогда поликлиника №2 по улице Ерошенко после медицинской аудиторской проверки получила возможность участвовать в пилотном проекте «Бережливая поликлиника» с подразделом «Доброжелательная регистратура».
Помимо Севастополя, на территории России акция и по сей момент осуществляется в лечебных учреждениях Калининграда и Ярославля. Из бюджета нашего города на бережливость выделено 40 миллионов рублей
Собственно говоря, в проекте приняло участие 2 поликлиники : взрослая №2 на улице Ерошенко, 11 и детская на Юмашева, 19. По словам заведующей поликлиникой №2 Оксаны Коцюбы, одна из основополагающих идей проекта состоит в создании информационного пространства, призванного использовать время пациентов максимально экономно и целесообразно.
Надо сказать, что учреждения для участия в акции отбирались по принципу наибольшей проходимости. Год назад к поликлинике официально было прикреплено 54 187 человек, однако реально проживает намного больше
Эксперты «Росатома» на первичном этапе в качестве интеллектуального сопровождения проводили и вовсе уж диковинные исследования. Например, группа специалистов проверяла, как нумерация кабинетов влияет на плодотворность пребывания пациента в поликлинике.
Это обстоятельство выяснялось при осуществлении простого хронометража.
Оказывается, в процедурном кабинете при проведении анализа крови медсестра тратила лишнее время в процессе смены резиновых перчаток, потому что контейнер для использованных медицинских принадлежностей находился на другом углу помещения
Учитывались даже тонкие нюансы: например, кем является сотрудник - левшой или правшой? В каждом конкретном случае мебель должна быть расставлена соответственно этому обстоятельству, чтобы ни одна секунда не была потеряна.
Прошел год...
Делаем скидку на то, что описываемые события происходят в канун 8 марта, который преимущественно женский персонал муниципальных поликлиник чтит почти наравне с профессиональным праздником. Время в талоне в профильный кабинет по диспансеризации обозначено почти с немецкой со скурпулезностью: 10.12 утра. Провожу в совершенно пустом коридоре сорок лишних минут, наблюдаю радостную предпраздничную суету: сдаются деньги на праздничный стол, шелестит целлофан букетов и осуществляется дружественный обмен коробками конфет, потому что «такие у нас уже есть».
В конце концов рискнула напомнить о себе ко всеобщему безмолвному неудовольствию: ну никакого понимания, праздник же завтра! «Девочки, а как скачать песню «Как хорошо, что есть у нас друзья?»»--мечтательно вопрошает штатная медсестра в таком же безлюдном в отношении пациентов кабинете при наличии четырех человек персонала.
Ей охотно подсказывают: недаром ведь весь все кабинеты в рамках проекта полностью компьютеризированы и подключены к сети, ох, недаром.
Насчет друзей--действительно, хорошо. Наверное.
Реальный страдания, отосланные в виртуал.
Вот уж кого все счастливые новшества не радуют, так это пенсионеров. Они по-прежнему старорежимно хотят записаться к интересующему врачу через живого человека, а не путем регистрации с помощью космической красоты терминала в холле поликлиники.
Кстати, этот терминал после трехмесячного простоя в нерабочем состоянии рискует превратиться в памятник благим намерениям, равно как и вызванный в конце весны мастер—в мифический персонаж
С робкой надеждой получить заветный талончик к невропатологу тянется отсталый престарелый пациент к специалисту на рецепшн, заменившей привычную—пусть местами хамскую—регистраторшу. И получает в ответ лучезарный ответ: запись через портал «госуслуги» с шести утра, пожалуйста!
Уж лучше б хамили, вслух думает себе предполагаемый семидесятилетний пользователь. Ибо, между нами говоря, все тонкости и глубины этого портала постичь иной раз не под силу и представителю другой, более продвинутой возрастной группы. Если не подвернется возле терминала доброхот, способный оказать посильную помощь, уйдет дед домой ни с чем.
Да и шансов попасть к специалисту у него было до смешного мало, только если он не состоит на учете, о чем сурово предупреждает объявление на стойке оператора. А теперь уж и замаячила неотвратимая перспектива оправиться в жару к терминалам при поликлиниках стационаров больниц №1 и №3. Там—вот странность!—техника почему-то бесперебойно работает.
Кадры решают. Но лучше бы они этого не делали
Да, действительно, на каждом этаже поликлиники №2 есть плазменные панели размером с два окна. По каким-таким чудесным случаям их включают, сие ведомо лишь техническому персоналу да, возможно, руководству поликлиники, а пока в очередях коротают время по-старинке, перечисляя симптомы своих недугов для желающих слушать.
Да, везде грамотно расставленная мягкая мебель и свежий ремонт. Но причем тут, скажите, хронометраж при ходьбе по кабинетам и скорость смены резиновых перчаток, если отношение к затраченному времени пациентов навевает не самые лучшие ностальгические воспоминания о медицине времен СССР?
К чему столько усилий, совершенно искренне потраченных на нововведения со стороны руководства, когда действующие кадры почему-то умудряются свести их на нет?
И заодно: если вы в ходе диспансеризации рассчитываете на консультацию офтальмолога, отоларинголога, нефролога (ненужное зачеркнуть), а то и замахнетесь на УЗИ, то перестаньте думать. Гарантированно можете рассчитывать на кардиограмму, анализ крови на предмет холестерина и флюорогафию, выстояв суровую и бескомпромиссную очередь в поликлинике первой городской больницы.
Ну еще на маммографию в онкодиспансере, если вы женщина и вам повезет с очередью на запись, растянутом менее чем на два месяца.
В поликлинике соответствующий диагностический кабинет есть, но там аппарат маммограф вступил в преступный сговор с терминалом и не работает из солидарности тоже
Хорошо хоть онкодиспансер состоит в пешеходной досягаемости в пять минут. Целесообразность всех остальных обследований решает ваш терапевт после всех вышеозначенных обследований.
Итак, мой личный завершающий этап: консультация у терапевта по поводу затянувшегося кашля. Традиционно убитый час, потому что в приемное время почему-то созвано срочное совещание, на котором всем специалистам предписано быть.
Затем в ходе приема следует совет профессионала подышать над кастрюлей с вареной картошкой и оздоравливающие фантазии на тему коктейля из кипяченого молока и редьки—рвотный порошок нервно курит в сторонке.
Потом следует деликатная просьба подождать в коридорчике, пока будут выписаны какие-то загадочные рецепты. После получасового ожидания выпархивает медсестра и недоумевает, отчего это я сижу. «Доктор давно ушла и рецепты с печатями унесла!»,--на этой жизнеутверждающей ноте сезон двухмесячной диспансеризации объявляю для себя торжественно закрытым.
Доктора без халата и маски, каюсь, я не узнала.
Может создаться впечатление, что автор этих строк сводит счеты с ни в чем неповинным персоналом поликлиники№2. Отнюдь: моей целью было выяснить, что же действительно представляет собой диспансеризация населения, обязательная для родившихся в тот или иной период времени и рассказать об этом читателям «Информера».
Первый вопрос, который мне строго задала куратор, звучал так: кто вас направил? На диспансеризацию, имеется в виду.
Гражданская совесть, сказала я. И, честное слово, против истины не погрешила.
Подписывайтесь на наш Яндекс DZEN-канал или следите за новостями на сайте «ИНФОРМЕР». Мы в социальных сетях:
ВКОНТАКТЕ | FACEBOOK | TWITTER | ОДНОКЛАССНИКИ