Найти в Дзене
Мурманский вестник

Как только поднялась рука?

   Фото с сайта bzns.media
Фото с сайта bzns.media

Мужчина перерезал горло собственной собаке. На жаре в закрытой машине оказались заперты три песика. Пьяный зарубил собаку топором на глазах своего ребенка. На помойку выбросили в пакете живого пекинеса... Эти и подобные сообщения о безжалостных поступках некоторых наших земляков, жителей области, появились в СМИ и соцсетях в последние месяцы.

Что происходит? Или такое всегда происходило? Только не было Интернета, чтобы моментально оповестить окружающих о случившемся... Как на подобные случаи реагируют наши стражи порядка, какое наказание получают люди, позволившие себе такое отношение к животным, кто они вообще, эти люди? Ответы на эти вопросы я попыталась найти в областном управлении МВД и у специалистов областного психоневрологического диспансера.

Каждый случай расследуется

Согласно 245-й статье Уголовного кодекса жестокое обращение с животным из хулиганских или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье, наказывается солидным штрафом, в числе прочего - обязательными либо исправительными работами, а то и лишением свободы на срок до трех лет. То же самое, совершенное при отягчающих обстоятельствах (группой лиц, в присутствии малолетнего, с применением садистских методов, с публичной демонстрацией и т. д.), наказывается еще жестче. Тут штраф начинается со ста тысяч, а в колонию можно загреметь аж на пять лет. Есть «в промежутке» и другие меры.

И когда, поддавшись темному импульсу или из хулиганских побуждений, злодей терзает невинное животное, он должен помнить, что ему придется ответить по закону.

Как сообщили в УМВД по Мурманской области, поступившее в органы внутренних дел заявление о жестоком обращении с животными в обязательном порядке регистрируется, принимается к исполнению, проверяется. Если есть основания, возбуждается уголовное дело.

Врио начальника отдела информации и общественных связей майор внутренней службы Валерия Филиппова рассказала о четырех происшествиях последних полутора лет.

Так, в 2017-м у женщины из Зверосовхоза пропала собака. Она узнала, что в это время проводился отлов бездомных животных, и отправилась в центр их временного содержания в Мурмашах. Там вроде бы опознала домашнюю любимицу. Но собака оказалась настолько истощена, что по дороге домой, в Зверосовхоз, умерла. Расстроенная хозяйка позвонила в полицию, а следом написала заявление о жестоком обращении с животными в этом центре. Заявление приняли, умершее животное отправили на судмедэкспертизу, которая заключила, что собака умерла от истощения. Полиция стала разбираться в ситуации. И выяснилось, что эта псина была отловлена совсем в другом населенном пункте - в Мончегорске. Ее забрали с улицы уже в больном состоянии. Выходит, женщина обозналась, это была не ее собака. А главное, никто ее не мучил, не морил голодом... И возбужденное было против Мурмашинского ЦВСЖ дело о жестоком обращении с животными было прекращено.

Или вот другая история. Весной этого года в Верхнетуломском кто-то стрелял по собакам. Жители поселка позвонили в полицию. Прибывший наряд обнаружил щенка-дворняжку с поврежденным глазом - пуля из травматического оружия попала прямо в яблоко. Щенка передали ветеринарам, которым пришлось удалить бедолаге глаз. Сотрудники Кольского райотдела полиции возбудили уголовное дело в отношении неустановленного лица. В настоящий момент оно еще расследуется.

Полицейские проверили также информацию из социальных сетей о собаках, оставленных в запертой машине на жаре. Выехали по указанному адресу, осмотрели машину, через стекла увидели, что у собак были миски с водой и едой... Оснований для возбуждения уголовного дела не оказалось.

В отличие от случая в Североморске, житель которого, напившись, пытался перерезать горло собаке, причем на глазах собственной дочери. Суд уже состоялся и наложил на виновного штраф - 20 тысяч рублей. Ситуация сложилась странная: ныне собака живет в этой же семье, ее лечат. Мужчина, протрезвев, надо надеяться, опомнился... Вот только как воспринимает его животное, которое он пытался погубить? Да и 20 тысяч рублей уйдут как раз из семьи. Кого в результате наказали?

Случаи, произошедшие в июле, еще расследуются. Кстати, про пекинеса, выброшенного на помойку, известно, что он, несмотря на заботу, которой его окружили добрые люди, умер. Но чуть не каждую неделю в разных источниках появляются новые печальные истории про кошек и собак, близко познакомившихся с изнанкой человеческой души.

Что у человека в голове?

Заведующий отделением амбулаторной судебно-психиатрической комиссии Алексей Онегин назвал четыре группы людей, способных принести страдания животным. Это могут быть люди с психическими расстройствами. Когда, например, «голоса» приказывают сделать «это» с собакой. Такие поступки совершаются на фоне бреда и галлюцинаций. К этой группе также могут быть причислены люди с так называемой дефицитарной или негативной симптоматикой, страдающие аутизмом. Они могут завести собаку или кошку, но к животным относятся равнодушно, погружены в свой мир, за питомцами не следят. Впрочем, как подчеркнул врач, среди истязателей животных процент имеющих психические расстройства невелик.

Подавляющее большинство изуверов не стоят на учете в ПНД. Это могут быть обычные люди, попавшие в стрессовую ситуацию (например, по вине животного погиб или сильно пострадал ребенок), или с низким уровнем интеллекта, внушаемые. Они легко подхватывают какую-нибудь деструктивную идею и становятся ее ревностными исполнителями. Таких можно обнаружить, например, среди догхантеров.

Но наиболее распространенная группа мучителей животных - лица с расстройством личности. Раньше их называли психопатами. Это не болезнь. Обычно главным признаком заболевания считается биологический фактор, основным же критерием расстройства личности является социальная дезадаптация. Как правило, это жесткие, злопамятные, мстительные люди, которым часто требуется разрядка от накопившегося негатива. И они изливают его на тех, кто не может дать отпор, кто заведомо слабее. А это как раз братья наши меньшие, бессловесные и полностью зависимые от человека. Особенно если истязатель - их хозяин.

В большинстве случаев причины такого рода жестокости, как говорит Онегин, надо искать в детстве. Человек может даже не помнить, с чего все началось - была ли это травмирующая ситуация или безнаказанность по отношению к его поступкам. На самом деле все осталось в памяти, но настолько дальнем ее закоулке, что человек не связывает этот эпизод детства со своим нынешним жестоким отношением к животным.

Собеседник привел пример из прошлого: мальчишка начал с того, что ловил голубей и жарил их. Затем стал издеваться над кошками - привязывал консервные банки, поджигал, отрезал лапы. Ну а когда вырос, убил женщину и расчленил ее. К этому времени у него уже сформировалось психическое расстройство.

Любую агрессию по отношению к животным, как убежден психиатр, следует внимательно рассматривать и дифференцировать: не дало ли таким образом о себе знать психическое расстройство, которое надо лечить? Он пояснил, что если в ходе следствия по 245-й статье Уголовного кодекса «Жестокое обращение с животными» у полиции возникает сомнение в психической полноценности подозреваемого или если он состоит на учете в психоневрологическом диспансере, то такого человека, конечно, приводят на экспертизу в ПНД.

Ну, а если это поведенческие реакции или проявление той же социальной дезадаптации, кто работает с человеком в таком случае? Кроме наказания, которое определит суд, кто проведет социальную адаптацию?

В такой ситуации должны уже работать психологи, чтобы откорректировать поведение. И общение с психологом должно начаться с самого первого эпизода проявления жестокости к животному еще в детстве - так считает Алексей Онегин. При этом он оговаривает, что практика работы с психологом - корректировка поведения человека, жестоко обращающегося с животными, в нашей стране широко не применяется. А зря.

Причем это не обязательно должен быть клинический психолог. В зависимости от ситуации помочь может и социальный, и семейный. Только кто все это будет организовывать для взрослых людей? В школах, детских садах психологи работают. А кто подскажет это взрослому, кто направит его на встречу с нужным специалистом? Нет внятного ответа. А надо бы его наконец дать.