Николай был старшим из шести сыновей Михаила Николаевича Романова, четвертого сына Николая I, наместника императора на Кавказе.
Николай Михайлович появился на свет в 1859 году, с трех лет жил в Тифлисе, обучался на дому, воспитывался по-спартански. В семь лет Николай (как и его младшие братья впоследствии) получил на день рождения полную офицерскую форму с саблей и был переведен в казармы барачного типа. Поблажек великим князьям не давали, дисциплина соблюдалась очень строго.
У Николая с детства проявилась страсть к биологии, коллекционированию, истории. Свою коллекцию бабочек (более 100 тысяч экземпляров) он начал собирать в четыре года. В семье за любознательность и сильную тягу к наукам его называли Бимбо — как любопытного слоненка из сказки Киплинга. Он был дотошным исследователем и тружеником. Сделал военную карьеру, в 44 года вышел в отставку.
Наследие великого князя
С тех пор всецело посвятил себя историческим исследованиям. Как член царской семьи Николай Михайлович мог пользоваться семейным архивом Романовых. Бенуа называл его настоящим ученым, самым культурным и умным из всей царской семьи.
Николай Михайлович был автором фундаментальных трудов по истории правления Александра I, подготовил к публикации его переписку с великой княжной Екатериной, историю жизни императрицы Елизаветы Алексеевны в письмах.
Изучая документы о смерти Александра І (существовала версия, что император инсценировал смерть и жил в Сибири как старец Федор Кузьмич), великий князь убедился, что старец не был членом царской семьи. Дискутировал на эту тему в письмах с Львом Толстым, считавшим что Федор Кузьмич и есть император.
Переписка с Толстым
Князь уважал Толстого, прислушивался к его мнению. В юности Николай Михайлович полюбил свою кузину Викторию Баденскую. Хотя Виктория отвечала ему взаимностью, родители не дали согласия на их брак. Позже Виктория стала королевой Швеции, а Николай остался холостым.
В зрелые годы (в 1901 году) князь спрашивал совета у Льва Толстого. У князя была долгая любовная связь с женой своего адъютанта Еленой Барятинской. Князь заботился о Елене Михайловне и ее сыне. Когда князь стал подумывать о браке, умер единственный сын Барятинской. Князь был полон сострадания, но задавал вопрос: вправе ли он делать предложение убитой горем женщине.
Толстой воздержался от личного совета, а после революции 1905 года предложил прекратить переписку. Писатель видел противоречие в том, что, осуждая самодержавие, он продолжал общаться с членом царской семьи. Великий князь отвечал Льву Николаевичу: я не ними, я с вами. И это было правдой.
Опасный либерал
В семье Николай Михайлович, избранный членом Французской Академии наук, имел репутацию ярого франкофила. После 1905-го его политические пристрастия проявились явно. Далекий от активных действий, князь нередко говорил о политике в обществе.
Он был сторонником авторитарного республиканства, а из-за привычки обсуждать царский режим заработал репутацию опасного либерала. В аристократических кругах его называли «принцем Эгалите». Великий князь в точности повторил судьбу герцога Орлеанского, который приветствовал революцию и был казнен революционерами.
Письмо императору Николаю
Как историк он замечал просчеты императора Николая II, как член семьи пытался предупредить двоюродного племянника о возможных последствиях. Однажды князь говорил с Николаем II об опасности, исходящей от Распутина, написал письмо императору.
Слишком многое Николай обсуждал со своей супругой, которая во всем полагалась на друга Распутина. Искренние намерения князя истолковали неверно. Император показал письмо жене, она — Распутину. Тот назвал князя воплощением зла, а Николай II — «моим ужасным дядей».
Ссылка в имение
В убийстве Распутина князь не участвовал, но одобрил (выступил в защиту князя Дмитрия, участника заговора), и император выслал оппозиционного дядюшку в Херсонскую область.
Князь приехал из ссылки после Февральской революции, носил красный галстук, признал Временное правительство. Обсуждал с Керенским отказ князей от права на престол, собирался на личные средства поставить памятник декабристам, давал откровенные с точки зрения историка интервью. Он добровольно передал государству свою собственность, огромную коллекцию бабочек, уникальный фотоархив и собрание картин.
Враг революции
Потом к власти пришли большевики, и все Романовы стали врагами революции. Весной 1918-го Николая Михайловича выслали в Вологду, летом арестовали и перевели в Петроград, в ДОПР на Шпалерной улице.
Камера Николая Михайловича находилась на одном этаже с камерами его братьев, великих князей Георгия Михайловича, Дмитрия Константиновича и Павла Константиновича. Князей объявили заложниками советской власти.
Об освобождении князя просили ученые и академики. Горький ездил к Ленину, советовал поступить умно, не множить мучеников и святых. О Николае Михайловиче, историке с мировым именем просил особо. «Революции не нужны историки», — отвечал вождь.
После полугода заточения князь писал Луначарскому об ужасных условиях и жестоких порядках, установленных вечно пьяным комиссаром, просил отпуск, чтобы завершить исторический труд о Сперанском.
Великий князь Гавриил Константинович, которого освободили по ходатайству Горького, виделся с дядьями. Князья не теряли присутствия духа, разговаривали и улыбались. Николай Михайлович часто выходил в коридор поговорить, держал в камере котенка.
Ночью 29 января князей вывели во двор (Павел Константинович был слаб, его вынесли на носилках). Николай Михайлович вышел с котенком на руках. Приказали сдать верхнюю одежду и снять рубахи. Князь снял сапоги: «носите, царские». Поговорил с солдатами. Погладил на прощание котика, попросил за ним присмотреть. Ранним утром всех четверых расстреляли.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Вам будет интересно:
Нелёгкий выбор — кто и почему возвёл на трон Романовых
Скандал в благородном семействе: как Николай Константинович Романов украл фамильные бриллианты