(1844-1930) Российский художник-реалист, один из представителей движения Передвижников.
Подборка работ Ильи Репина здесь
Родился Илья Ефимович Репин в Харьковской губернии в семье отставного солдата. По воспоминаниям самого художника, с живописью его познакомил его двоюродный брат Трофим, принёсший в дом акварель. Из-за тяги к рисованию в 1855 году Илья поступил в военную школу на отделение типографии, но не проучился там долго — через 2 года отделение закрыли. По просьбе отца Илью принял в ученики иконописец Иван Бунаков.
Через четыре года, когда Репину стукнуло 16 лет, он завершил обучение и отправился работать в странствующую артель иконописцев. В 1863 году, во время работы в Воронежской губернии, Илья Репин узнал от местных мастеров об Академии художеств в Санкт-Петербурге. В том же году юный художник предпринял провальную попытку поступить в Академию. Неудача не разочаровала его и он отправился в вечернюю рисовальную школу, где преподавал Иван Крамской. Через год Репин добился своего и поступил в Академию художеств. В студенческие времена стиль Ильи Репина ещё не проявился в полной мере, большинство его работ — следование строгим рамкам академизма. Всё изменилось в 1870 году.
Летом того года Репин отправился на Волгу, где ему пришла идея написать картину, которая станет для художника визитной. Вскоре он начал работу над «Бурлаками на Волге», которая завершилась лишь через три года. А тем временем Репин начал обретать популярность в Москве: владелец гостиницы «Славянский базар» заказал живописцу большой совместный портрет русских, польских и чешских композиторов. В 1872 году состоялось открытие гостиницы, а картина Репина привлекла большое внимание публики.
В процессе подготовки картины для «Славянского базара» Илья Репин успел завершить обучение в Академии и получил деньги на путешествие за границу. Этим правом он воспользовался в 1873 году — вместе с семьёй художник отправился в Париж, где познакомился с местными мастерами-импрессионистами. Особенно по нраву Репину пришёлся Эдуард Мане, под впечатлением от работ которого Илья Ефимович написал «Парижское кафе».
Другой яркой картиной парижского периода стало полотно «Садко» 1876 года, написанное по заказу будущего императора Александра III. В цветах, в формах и орнаментах без труда читается царившая в Европе Belle Epoque, а толща воды создаёт иллюзию родства с импрессионизмом. Но Репин не забыл оставить шпильку в адрес французских коллег. Садко, списанного с художника Виктора Васнецова, можно расценивать как символ всей русской живописи: перед ним одна за другой проходят заморские красавицы, но смотрит он на русскую девушку, стоящую в стороне. Репин и сам признавал, что замаскировал в этой картине сложный выбор между следованием иностранным тенденциям и верности народному.
Разочарованный своей зарубежной поездкой, Репин укрепился в славянофильстве и идеях народничества, а 1877 году вступил в сообщество Передвижников. В 1880-м он взял в ученики Валентина Серова, который помог Илье Ефимовичу в создании знаменитой картины «Крестный ход в Курской губернии».
В 1882 году художник перебрался в Санкт-Петербург, где начался самый продуктивный период его жизни. За последующие десять лет были написаны его самые известные картины: «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», и большое количество портретов известных личностей. Вернулся Репин и в Академию художеств, где с 1894 года стал руководить живописной мастерской — в ней обучались, например, Борис Кустодиев и Иван Билибин. На стыке веков Илья Репин попытался сойтись с «Миром искусства», но менее, чем через год, рассорился с Сергеем Дягилевым. Подобный разлад был неизбежен: Репин представлял собой старое искусство, он был человеком XIX века, а «мирискуссники» — декадентами XX века.
Последней большой работой Ильи Репина стала картина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года», заказанная императором. К этому моменту у художника начались серьёзные проблемы со здоровьем: его правая рука практически отказала, и Репину пришлось учиться писать левой. Остаток жизни живописец провёл в своём имении в финнской Куокалле. После того, как Финляндия обрела независимость в результате революции 1917 года, Илья Репин предпочёл остаться за границей. Одной из последних его картин стал откровенный автопортрет, на котором художник предстаёт измученным и уставшим. В 1930 году артист умер, его похоронили в Куокалле.
Автор: Денис Божинский