Найти тему
Молочная мама

Как реклама смесей заставляет женщин отказываться от грудного вскармливания.

Доказано, что распространение грудного вскармливания положительно влияет на многие сферы человеческой жизни, начиная от снижения уровня заболеваемости и смертности, заканчивая позитивным эффектом для экологии и экономики страны.
Но любой вид продвижения на рынке заменителей грудного молока для детей любого возраста (в том числе последующих смесей и "молочка" для подрощенных детей), детского питания до 6 месяцев, сосок и бутылок подрывают грудное вскармливание множеством способов, как непосредственно влияя на матерей, так и создавая в обществе среду нормализации искусственного вскармливания, когда на матерей начинает воздействовать уже не только непосредственно само продвижение, но и общественные стереотипы, им сформированные, в том числе через родственников, друзей, медицинский персонал. Все это подрывает уверенность матерей в их способности кормить грудью, женщины отказываются от естественного вскармливания или прекращают грудное вскармливание раньше, чем планировали, так как искусственное вскармливание воспринимается как общественная норма, как полноценное питание для ребенка, информации о нем много и она кажется понятной и достаточной, а распространение информации о грудном вскармливании и поддержка в его налаживании остаются уделом небольших групп активистов.
Накопленная статистика в данном вопросе к 1981 году стала на столько очевидной, что ВОЗ приняла Кодекс маркетинга заменителей грудного молока, призванный ограничить продвижение данных классов продуктов.
Тем не менее, до сих пор только отдельные положения Кодекса ВОЗ вошли в российское законодательство, и в целом в нашей стране наблюдается неутешительная ситуация с соблюдением Кодекса ВОЗ. Мы, как IBFAN группа в России, занимаемся мониторингом соблюдения Кодекса ВОЗ с 2015 года, и еженедельно нашими волонтерами фиксируются десятки, а то и сотни нарушений. При этом производители постоянно ищут лазейки в Кодексе ВОЗ, и новые пути продвижения, например, нам уже присылают предложения представителей компаний-производителей ЗГМ популярным блоггерам о публикации платных позитивных отзывов об их продукции. В маркетинге это называется "нативная реклама", то есть реклама, замаскированная под опыт использования продукта, и факт такого нарушения очень трудно зафиксировать, так как необходимо доказать, что публикация была действительно оплачена. Все это еще больше запутывает женщин и отнимает у них право информированного выбора в том, как кормить своего ребенка.
Учитывая, что к этому добавляются распространение практики суб-оптимального родовспоможения и послеродового ухода, раздача бесплатных образцов ЗГМ в роддомах (что является вопиющим нарушением Кодекса ВОЗ), необоснованный докорм и низкая грамотность большинства медицинского персонала в вопросах лактационной медицины, мы имеем то, что имеем - при длинном отпуске по уходу за ребенком и отсутствии необходимости совмещать работу и кормление грудью, показатели грудного вскармливания у нас не выше, чем в странах с коротким декретным отпуском.
Конечно, это не только наша беда, это мировая проблема. Показатели грудного вскармливания либо падают, либо остаются на месте, а рынок заменителей грудного молока в тоннаже растет.
Если мы хотим улучшить показатели грудного вскармливания, и тем самым сделать долгосрочные инвестиции в здоровье своих детей и внуков, нам необходимо поддерживать грудное вскармливание всеми доступными способами, в том числе и ограничивая маркетинг заменителей грудного молока, включая смеси и искусственное молоко для подрощенных детей.

  • Но ведь реклама смесей и так ограничена, неужели этого недостаточно?

Говорить о каких либо серьезных ограничениях рекламы заменителей грудного молока в российских нормативных актах, и тем более, сравнивать с ограничениями, налагаемыми на алкогольную продукцию - это нонсенс. Для пытливых вот тут собраны все те немногие положения Кодекса ВОЗ маркетинга заменителей грудного молока, что вошли в нормативные акты РФ. А еще при принятии Кодекса в тексте его подчеркнуто, что Кодекс - это минимальные требования к ограничению маркетинга заменителей грудного молока. Весь Кодекс ВОЗ - минимальные требования. О каких серьезных ограничениях можно говорить?!

  • Ребенка невозможно заставить его есть то, что ему не нравится, разве нет?

Все маркетологи знают, что при рекламе таких продуктов с рассогласованием покупатель-потребитель, музыку заказывает покупатель. Собачка или кошечка будут жрать из миски то, что им туда хозяин положит. Никакого права голоса у них нет. Есть только одна возможность продемонстрировать свое несогласие - серьезными проблемами со здоровьем. Собственно, то же самое происходит и с ребенком.
А как легко и быстро с помощью подмены понятий и "всего одной бутылки" ребенок может оказаться на искусственном вскармливании, читайте
здесь, в статью все не влезет.

  • А как же те дети, кого отлучают от груди в год, разве можно им обойтись без смеси, ведь ВОЗ рекомендует грудное вскармливание минимум до 2-х лет?

Ребенок после года вполне себе может питаться продуктами со взрослого стола, никакая смесь ему не нужна ни для обеспечения полноценного питания, ни ради разнообразия рациона. Более того, часто такие последующие смеси содержат слишком много сахара, так что они еще и вредны. Подробнее читайте тут и тут. Весь сыр-бор то вокруг 71й декларации ВОЗ изначально и разгорелся из-за предложения ограничить маркетинг последующих смесей и этих самых продуктов под условным названием "молочко для подрощенных детей".

  • Может быть, лучше женщины будут узнавать хоть какую-то информацию о детском питании от производителей смесей, чем от подруг?

Во-первых, вести культурно-просветительскую работу ни Кодекс ВОЗ, ни законы РФ никому не запрещают, в том числе и производителям смесей, но именно информационнную работу, а не рекламировать свою продукцию направо и налево (хотя, по законам рф им и так можно почти все) .

Во-вторых, ничего плохого в сарафанном радио нет. Более того, при поддержке других кормящих мам, женщина вполне может справится с налаживанием грудного вскармливания и долго и успешно кормить грудью. ЛЛЛ тому доказательство, уже 50 или 60 лет (я не помню) успешно используют эту стратегию

  • А как же быть тем, кто не может кормить грудью или у кого не хватает молока, для них смесь является единственным выбором?

О, это очень распространенный тезис, с помощью которого производители манипулируют на страхах родителей оставить детей без питания!

Во-первых, Кодекс ВОЗ ни одной строчкой не запрещает продажу смесей, и даже бесплатное обеспечение смесью. Но, в том, что касается бесплатного обеспечение, имеется существенная оговорка - если уж производители хотят обеспечить бесплатной смесью какого-либо ребенка или группу детей, то они должны это делать все время, пока этому ребенку нужна смесь. Не правда ли, справедливо?

Во-вторых, кормить могут все, кто может прикладывать ребенка к груди. Выкормить полностью могут почти все, и не упоминать в таком контексте, что их % ничтожен, значит настраивать мам заранее на неуспех в грудном вскармливании, с учетом того культурного контекста, в котором мы живем.

В-третьих, для тех, кто не может обеспечить своему ребенку 100% своего грудного молока смесь не является единственной возможностью выжить, это ложь. Есть еще и донорское молоко.

В заключение: почти 51 тысяча тонн заменителей грудного молока была реализована на территории РФ в 2016 году. Этого хватит, чтобы 64% родившихся детей сразу с рождения оказались на искусственном вскармливании. Задумайтесь: неужели все эти 1 210 848 детей на самом деле не имели другой возможности получить питание, кроме заменителей грудного молока?!

Координатор российской IBFAN группы "Молочная мама", член российской Гильдии маркетологов Ольга Родичева для Forbes Woman