Вообще, делать из Свадьбы Фигаро веселую комедию про любовь - неправильно. Дело в том, что это запредельно социальная вещь - и опера, и пьеса. И как только ты это понимаешь - сразу раскрываются невероятные глубины реального психологизма, пусть социально обоснованного и скрытого за комедией положений.
Дело в том, что, если разобраться, положительный герой - это граф Альмавива. Просто масштаб личности Альмавивы и его оппонентов - принципиально несравнимый. Вдумайтесь, кто таков граф - боевой офицер, командир полка, в мирное время коррехидор Севильи, явно за выдающиеся заслуги назначенный послом одной сверхдержавы (Испании) - в другой (Англии) - какой-то Громыко. Это супердолжность, с величайшим уровнем ответственности (и Бомарше - по роду занятий - это хорошо понимал).
По взглядам он либерал (тогдашний либерал - это совсем не нынешний либерал) - совсем не случайно трудящиеся его боготворят, хотя Моцарт и Бомарше иронизируют, что боготворят его не за то, что "ярём он барщины старинной оброком лёгким заменил", а больше за то, что он отменил право первой ночи, к нему идут за справедливостью рабочие люди - и крестьяне, и садовник, и ключница, и доктор. Бомарше в последней пьесе характеризует его так: "Граф Альмавива, испанский вельможа, благородно гордый, но не надменный." Масштабнейшая фигура.
При всей его огромной власти коррехидора - он ни разу не самодур - пойманного на подделке военных документов парикмахера, он не судит, не отправляет пороть на конюшню, а дает оправдываться, и хитрый парикмахер обманывает графа, ему и в голову не приходит воспользоваться своим правом первой ночи. В конец испорченного подростка - бездельника, впавшего во все мыслимые извращения - и в женщин тот уже стал переодеваться - он отправляет в тогдашний вариант кадетки, в полк, но как только выпадает другое решение - женить порченного подростка, Альмавива его тут же прощает.
А кто против него? Скверный парикмахер, камеристка, жена-никчемная бездельница. Самые паразиты. Лавошники -бездельники против воина и масштабного реформатора.
Перефразируя классика - у нас нет оснований идеализировать кого-либо из них, но совсем уже недостойно смотреть на сурового воина глазами тупого и алчного лавочника.
И тем не менее, в мелочных интригах гаремного характера масштабнейшая фигура - Альмавива проигрывает кучке паразитов, и Моцарт и Бомарше показывают, что иной итог просто невозможен. Если разобраться - то главная (и единственно интересная) тема Свадьбы Фигаро - это великодушие графа Альмавивы. Остальное все банально, мелочно и дешево.
И здесь глубочайшая - нет не трагедия - тут нет ничего страшного - глубочайшая драма фигуры Большого стиля, столкнувшегося с парикмахерами и камеристками. И такое понимание Свадьбы Фигаро сразу порождает кучу глубинных смыслов. И все сразу становится на несколько порядков интереснее.