Найти тему
Владимир Марочкин о музыке

Музыка восходящего Солнца

Так случилось, что за последнее время я нашел – купил или скачал – практически все записи ВИА «Веселые ребята», сделанные в конце шестидесятых и в семидесятых годах. Мне нравится этот звук, меня волнуют «битловские» интонации, присутствующие в песнях, да и музыканты в «Веселых» были замечательные, наверное, лучшие из тех, кто тогда у нас в стране умел играть биг-бит. В результате многие песни – «Алешкина любовь», «Я к тебе не подойду», «А мне-то зачем», «Нет тебя прекрасней» - были заслушаны буквально до диезов. Начались поиски чего-то нового. А ничего нового не было, так как «Веселые» записывались немного и нечасто – и студий было мало, и отбор репертуара шел жесткий.

Но вдруг новое появилось. Певец и композитор Вячеслав Малежик, когда-то выступавший в составе ВИА «Веселые ребята», выпустил альбом «Жить, чтобы любить», который оказался до краев наполнен теми самыми, милыми моему сердцу «веселоребятовскими» интонациями.

«Битловскими!» - поправил меня Малежик, когда я поделился с ним своими восторгами. Совершенно верно: битловскими! Но я вспоминаю свои ощущения от прослушивания альбома «Rubber soul» в начале Семидесятых: раз за разом, день за днем слушая эту пластинку, я мечтал, чтобы такую чудесную музыку спел кто-то на русском языке. И «Веселые ребята» дали оригинальный ответ «Битлам», а Вячеслав Малежик продолжил эту традицию в XXI веке. Отличие старых песен «Веселых ребят» и альбома Малежика "Жить, чтобы любить" состоит в том, что вокально-инструментальные ансамбли 70-х годов стремились к электронному звучанию, а Вячеславу Малежику удалось создать на альбоме «битловское» настроение, используя в основном классические инструменты: гобой, виолончель, кларнет, флейту, а также – балалайку и акустическую гитару.

Звук альбома «Жить, чтобы любить» абсолютно сегодняшний. И это Звук с Большой Буквы, так как Малежику удалось собрал в свою группу лучших из самых лучших, в том числе - музыкантов ансамбля «Концертино», Заслуженных артистов России Виктора Козодова (виолончель), Григория Каца (гобой), Виктора Пономарёва (флейта), солиста Президентского оркестра Сергея Шитова (кларнет), которого называют «королем московского кларнета». Кроме них в записи приняли участие экспериментатор-балалаешник Роман Бузылев, долгое время проработавший в русских народных ансамблях «Горница» и «Боян», Симфоническом оркестре Гостелерадио, ансамбле песни и пляски им. Александрова, и гитарист-виртуоз Валерий Стуров. Они исполняют битловские напевы с такой страстью, что становится понятно: они добились реализации своей заветной мечты.

Вообще я считаю, что самая большая трагедия поколения Малежика состоит в том, что этих ребят тогда не пустили в Европу померяться силами со звездами зарубежной рок-сцены. Многие наши музыканты из первой волны рока (в том числе и Вячеслав Малежик) были готовы к этому. Они были талантливы, умели сочинять красивые мелодии и, возможно, музыкальная жизнь в стране пошла бы иным путем, если бы такое соревнование стало возможным.

Впрочем, Малежик мне возразил: «С появлением этих возможностей появились бы какие-то другие бекары. Бекар – это знак отмены в музыке. Поэтому мы играли в те игры, в которые мы играли. У нас были такие условия игры, и чего об этом судить. Если бардовской музыке, чтобы она стала популярной, хватило магнитофона «Днепр» и микрофона-мыльницы, то для записи биг-бита надо было прописать и бас-гитару, и барабаны, но аппаратура, пригодная для этого, была только в двух местах, и там еще не было звукорежиссеров, которые умели это записывать. Поэтому произошло все так, как и должно было произойти. Мы свою функцию выполнили и легли в качестве фундамента для того рок-н-ролла, который построили на наших костях…»

Но тогда стоит ли вообще говорить о каком-то ответе «Битлам», ведь на дворе XXI век, и сами «Битлы уже давно распались, а Джон Леннон и Джордж Харрисон уже на Небесах, и музыка давно уже другая звучит, и многие принципы аранжировок поменялись, да и интонации времени уже совсем другие?

Я считаю, что стоит. Потому что где-то в 80-х, а может, и раньше была не та открыта дверь и, войдя в нее, люди попали в реальность, жить в которой стало скучно и душно, а музыка перестала нести добро и тепло.

О том же говорит и Вячеслав Малежик: «Поток танцевальной музыки сегодня стал похож на обои. К большому сожалению, музыка сделалась частью интерьера, и заставить кого-то остановиться и прислушаться очень тяжело».

В чем суть этой работы Вячеслава Малежика? На альбоме «Жить, чтобы любить» он связал разорванную когда-то нить. Можно сказать по-другому: он указал на ту дверь, в которую надо было войти, чтобы жизнь стала лучше и радостнее. Недаром в музыке этой пластинки присутствует ощущение рассвета. Это - утренняя музыка, музыка восходящего Солнца. И я хотел бы, чтобы взошло именно ТАКОЕ Солнце! Ужасно надоели сатира и шансон, наезды и обманы, склоки и скандалы, финансовые и экономические махинации, предательства ради сиюминутной материальной выгоды. Хочется, чтобы жизнь, наконец, стала другой, такой, как поет Вячеслав Малежик на альбоме «Жить, чтобы любить»…

Владимир Марочкин