Один из самых актуальных вопросов современности это вопрос мотивации. Вернее самомотивации. На эту тему любят рассуждать и зачастую высказывают не просто абсурдные (пример подобного абсурдного понятия – лень), но весьма вредоносные идеи. Мне идея самомотивации очень хорошо понятна, мне удавалось мотивировать себя на значительные достижения в спорте, на получение четырех образований, на создание работающих и приносящих прибыль бизнесов, на написание книги и т.д.). Я достаточно легко могу себя мотивировать и в этой статье я поделюсь своими знаниями и навыками. Только не ждите модных лайфахов. Пошаговые алгоритмы самомотивации совершенно не работают, и к окончанию статьи вы, возможно поймете почему. Я объясню сам принцип, и если вы его поймете, то дорога к светлому полному мотивации будущему вам гарантирована. Причем в объяснении, я буду опираться на примеры реальных людей, на фильмы и книги.
Ну что ж вперед.
Часть 1
В доисторическом нецивилизованном мире вряд ли кто-либо страдал от недостатка мотивации. Этот феномен – дитя нашего беспрецедентно сытого и безопасного века. Действительно, вряд ли кто искал мотивацию при голоде, морозе или изнурительной жажде.
Сложно себе представить, что при встрече с хищниками человек искал тренера по мотивации для того, чтобы спасти себе жизнь. Такого тренера заменял инстинкт самосохранения.
Эта, глубоко прошитая в нашей лимбической системе командная строка, запускается самопроизвольно и спасает нашу жизнь при столкновении с целым комплексом опасностей. Однако, если в целом «жизнь удалась», то инстинкт самосохранения «засыпает» и мы превращаемся в ленивую амебу. Непосвященные легко можно спутать инстинкт самосохранения с волей. Приведу пример реальной ситуации, по мотивам которой мой любимый режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту снял прекрасный фильм «Выживший». Аннотация к фильму гласит: «Герой этой истории, охотник Хью Гласс серьезно ранен на неизведанных просторах американского Дикого Запада. Товарищ Хью по отряду покорителей новых земель Джон Фицжеральд предательски оставляет его умирать в одиночестве. Теперь у Гласса осталось только одно оружие — его сила воли. Он готов бросить вызов первобытной природе, суровой зиме и враждебным племенам индейцев, только чтобы выжить и отомстить Фицжеральду».
Но, спешу вас разочаровать. Из фильма совершенно нельзя сделать вывод о наличии у Гласса силы воли. Как же так, удивитесь вы? Да, я не оговорился. Но мы абсолютно точно можем сделать вывод о невероятном уровне развития у Гласса инстинкта самосохранения. Ведь все эти поразительные вещи, охотник демонстрировал при угрозе его жизни. К чему это я вообще? А к тому, что инстинкт самосохранения, это никакая не самомотивация. Почему? Да потому что никакой «само» нет, это автоматизм, который включается помимо вашей воли. Вы не можете им управлять. И не нужно даже время терять.
Как понять, что современным человеком управляет инстинкт самосохранения?
Жизнь человека похожа на пресловутую «зебру». Она то в черной полосе, то в светлой. Когда все становится плохо, инстинкт просыпается заставляя человека «встать с печи» и спешить на подвиги. Но как только все налаживается, инстинкт «засыпает» и человек бросает оружие на поле боя и возвращается на печь. Ждать когда придут «калики перехожие» или когда прилетит «волшебный пендель». Да, такой человек действительно эффективен в кризис. Но, положа руку на сердце скажите, может лучше оставить в стороне «авралы, тушения пожаров, войну и страду». Может лучше обойтись без надрыва? И вместо этого спокойно и уверенно сохранять динамику движения к вершинам успеха применяя истинную самомотивацию? Это ведь гораздо приятнее. Как это сделать? Вникайте в суть данной статьи.
Часть 2
Когда ребенок подрастает, перед родителями появляется задача найти максимально эффективную управленческую стратегию (ее так же можно назвать воспитательной или педагогической стратегией). Как известно, прифронтальная кора человека формируется к 21 году, а значит ребенок в детстве практически полностью управляем эмоциями и инстинктами. Т.е., между нами говоря, ребенок больше похож на высокоразвитое животное чем на человека разумного. Он, безусловно, способен стать разумным, но в три-четыре года таковым еще не является. Поэтому, абсолютно все родители рано или поздно разочаровываются в экологичной методике воспитания и начинают применять практику проверенную веками:
• стыдить (ай-яй-яй, как не стыдно, ты же взрослый мальчик…);
• винить (ты зачем маму обидел, мама теперь из-за тебя плачет…;
• пугать (не будешь спать, придет бабайка и заберет тебя);
• лишать любви (если не будешь слушаться, мама не будут тебя любить. А будет любить соседскую девочку Таню);
• подкрепление радостью и надеждой (закончишь полугодие на пятерки, дед мороз принесет тебе новый IPHONE).
Старый, добрый метод кнута и пряника! Боль и удовольствие! Но это работает. Ребенок становиться управляем (только не говорите, что вы ни разу не внушали подобных вещей вашему ребенку). Чувства страха, стыда, вины и отверженности становятся своеобразными стимулами, которые впиваются в нашу эмоциональную плоть. Мы учимся, убираемся в квартире, работаем, чистим зубы и умываемся. Потом эти чувства уходят в глубину нашего психоэмоционального пространства, мы свыкаемся с ними, и они начинают казаться нам самомотивацией. Некоторые мужчины так привыкают, что даже ищут себе жену-мотиватора, которая время от времени взбадривает его подбрасывая вину за ее неудовлетворенность, стыд перед мужьями ее подруг, страх отверженности и сладкое предвкушение секса, если постарается, конечно. Мужчина становиться эффективным, порою даже очень. Но вы реально думаете, что это того стоит? Жизнь полная боли. А что взамен? Нет, нет… Жизнь слишком коротка, чтобы добровольно допускать в нее лишнюю боль.
Часть 3
Так в какой же сфере лежит самомотивация. Для начала, я хочу сказать, что функционально мозг человека состоит из двух сфер:
• эмоциональной (лимбической), которая оперирует инстинктами, эмоциональными автоматизмами, характерными паттернами.
• когнитивной, которая оперирует мышлением, вниманием, памятью, воображением и мотивационно-волевой сферой.
Понимаете, куда я клоню? Истинная самомотивация это когнитивная функция. И появляется она при тренировке любых когнитивных функций. Т.е. чем больше вы тренируете мышление, внимание, воображение, память, тем больше вы владеете собой. Я хочу сказать, хозяином себе становитесь вы сами, а это значит, вы становитесь менее зависимы от ваших эмоциональных и инстинктивных автоматизмов. Существует такой физический показатель – утомляемость. Физически с ним справиться невозможно. А вот при развитии когнитивных функций можно.
У меня есть для вас прекрасный пример, реальный человек, который продемонстрировал своей героической жизнью, что такой наивысший уровень развития инстинкта самосохраниения и что такое наивысший уровень развития мотивационно-волевой сферы. Я говорю про Алексея Петровича Маресьева. Его удивительная жизнь описана в книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Первая часть книги описывает как инстинкт самосохранения творит немыслимые вещи и спасает жизнь, помогая ползти по зимнему лесу с отмороженными ногами без пищи, воды и тепла. Подобный опыт можно сравнить с теми испытаниями через которые прошел охотник в фильме «Выживший». Во второй части книги Маресьеву ничего не угрожает, он может спокойно уйти в запас, работать в тылу и даже заниматься любимым делом – летать. Но Алексей Петрович проявляет чудеса воли и самомотивации, отчасти вопреки инстинкту самосохранения (ведь предстоят боевые вылеты и воздушный бой с реальными противниками) и возвращается в истребительную авиацию. Вся книга про невозможное, но первая часть про инстинкты, что в лимбической системе, а вторая про мотивационно-волевую сферу, что в когнитивной части. Если вы не читали эту книгу, обязательно прочтите.
Как развивать когнитивные функции:
• Больше читайте. Не просто бульварное чтиво, а серьезную литературу. В том числе технического и юридического характера. И не просто в удовольствие, а по плану. Например, 15 страниц в день. Это минимум.
• Живите по распорядку дня. Это дисциплинирует. Конечно, некоторая доля спонтанности не повредит. Но в основном дисциплина.
• Учите иностранные языки. Это очень хорошо развивает мышление и память.
• Научитесь управлять своим вниманием. Внимание в когнитивном мире, это тоже что выносливость в мире физических усилий (например, в спорте). Тренировать внимание можно в делах, чтении книг и просмотре фильма. Стандарт удержания внимания для школьников – один академический час (45 минут). Именно по этому принципу построены уроки. Если вы претендуете на результаты выше среднего, то вам нужно придерживаться стандарта не средней, но высшей школы. Удерживайте внимание в течении одной пары (45 минут деятельности +5 минут перерыв+45 минут деятельности). Внимание как и выносливость нужно постоянно тренировать. Нет тренировки и вот уже ваше внимание дискретно и слабо. Мотивация идет к нулю. Задумайтесь, почему у англичан принято такое выражение «payattention». Кому и за что нужно платить вниманием?
• Больше путешествуйте самостоятельно. Такое путешествие нужно планировать, просчитывать и брать на себя ответственность. Это и есть когнитивные функции.
• Решайте жизненные и деловые проблемы. Решение проблем развивает вас как ничто другое. Прекратите обвинять и убегать.
• Обязательно ходите в спортивный зал. Систематично, а не случайными наскоками.
• Тренируйте ваш уровень фрустрации. Как говориться «терпи казак – атаманом будешь».
• Ищите во всем многообразии жизненных ситуаций многообразие точек зрения. Многополярность развивает воображение.
• Создайте смысл собственной жизни. Именно создайте, а не найдите.
Если ты искренно, без самообмана посвятишь этим несложным занятиям 365 дней своей жизни, то поймешь, что управлять собой не так уж сложно. Желаю неуклонного намерения изменить свою жизнь к лучшему.