Найти в Дзене

Вторая гибель затонувших кораблей. Археологи бьют тревогу

Климатические изменения угрожают подводным археологическим памятникам.

Затонувшим кораблям угрожают изменения, происходящие в океане. Корабль у берегов Гавайских островов. Фото atlasobscura.com
Затонувшим кораблям угрожают изменения, происходящие в океане. Корабль у берегов Гавайских островов. Фото atlasobscura.com

Когда в 1928 году судно "Вамар" прибыло из Антарктиды, экипаж дал кораблю оптимистической прозвище "Вечная качка". Это оказалось немного неправильно. В 1942 году корабль затонул в 3,7 милях от берега Мехико Бич (штат Флорида), возможно, потому что был перегружен пиломатериалами.

Корабль затонул, но его история на этом не закончилась. В 2004 году он стал подводным археологическим заповедником, а два года спустя его добавили в Национальный реестр исторических мест США.

Теперь вокруг него кипит морская жизнь. Рыба плавает среди обломков искорёженного железного судна, и растения обживают корпус и балки. Морские черепахи царапают свои панцири о железные прутья, свисающие над песчаным морским дном и оставляющие за собой жжёно-оранжевую ржавчину. Дайверы плывут сюда, чтобы увидеть всё это.

Обломки кораблей не обязательно статичные вещи, которые исчезли и были брошены на глубине моря и чьей-то туманной памяти. Они могут быть трухлявыми, но, как и "Вамар", они часто становятся активными местами - частью культурного наследия и частью динамичной экосистемы.

Они постоянно находятся в движении. На них обязательно окажет воздействие изменение климата.

Некоторые обломки обрушились на песок. Фото atlasobscura.com
Некоторые обломки обрушились на песок. Фото atlasobscura.com

В течение многих лет, главным образом археологи беспокоились о том, что изменение климата может повлиять на те места, где земля встречается с водой. Они изучили способы защиты от приливов при буферизации мест, которые будут заболочены. Они перемещали археологические объекты подальше от берега или документировали всё, что скоро окажется под водой.

Для этих мест, которые ещё не оказались под водой, вода представляет угрозу, иногда отдалённую, иногда всё более близкую. Но для обломков кораблей всё уже случилось. Корабли уплыли и затонули.

С изменением климата повышение уровня моря становится всё более очевидным. И люди привыкли слышать и видеть затопленные места, - рассказывает Дженева Райт, подводный археолог и научный сотрудник университета Восточной Каролины.

Повышение уровня моря связано не только с изменением климата и угрозой затопления многих участков. Учёные располагают не всеми данными о рисках, поэтому археологам нужно сотрудничать с биологами, экологами, океанографами и другими учёными, которые накопили гораздо больше информации о том, что произойдёт в океане в процессе изменения климата.

Сейчас эти риски теоретические, гипотетические и логические. Это означает, что хотя в археологии есть довольно ограниченные исследования, эти прогнозы соответствуют прогнозам, к которым пришли исследователи в других областях после того, как начали изучать будущие последствия изменения климата, например, химию океана, рифы и другую морскую жизнь.

Штормы и бурная погода представляют непосредственную угрозу: ураганы, бушующие прямо над кораблекрушениями, могут уничтожить их полностью или, по крайней мере, сорвать защитные покрытия и тогда обломки, коралловые пушки и другие артефакты уплывут по течению вслед за ветром.

Это уже происходит. В 2014 году Райт провела исследования в Национальном парке Бискейн. Чтобы смягчить крушение от штормового всплеска и урагана, служба парка частично прикрыла корабль мешками с песком.

Затем в следующем году прошёл шторм. Когда он ударил, вся эта защита исчезла, - рассказывает Райт. - Это был своего рода полный провал, но был своего рода и успех, потому что если бы этого укрытия не было там, то британский военный корабль XVIII века раскидало бы по всей округе.
Много затонувших судов покрыты конкрециями, которые выглядят как цемент и могут помочь держать все части кораблей. Фото atlasobscura.com
Много затонувших судов покрыты конкрециями, которые выглядят как цемент и могут помочь держать все части кораблей. Фото atlasobscura.com

Другие изменения будут менее жестокими, и, возможно, менее очевидными для новичков в морском деле, по сравнению с дождём и дикими ветрами.

Конечно, затонувшие корабли уже разрушены, но повышение уровня моря также может повлиять на них, потому что изменения глубины - даже относительно небольшие - могут вызвать изменения, которые ухудшат окружающую среду.

Под водой изменение глубины коррелирует с изменением температуры, что вызовет изменения видов, которые могут выжить там. Возьмём морские водоросли. Для многих обломков вокруг Флориды водоросли выполняют функции якоря, скрепляя песок на месте и блокируя движение хрупких обломков.

Некоторые из этих видов не выживают на глубине более 30 футов. Там слишком холодно, темно и меньше кислорода. Подъём уровня моря всего на несколько метров теоретически может оставить затонувшие корабли без растительных якорей. Управление парков во Флориде подсчитало, что вода поднимется на три фута к 2100 году.

Океан будет больше поглощать углекислого газа. Это приведёт к тому, что температура и кислотность воды увеличатся. Связанные с этим химические изменения, вероятно, разрушат цементную защиту, которая покрывает многие исторические кораблекрушения.

Этот защитный слой, называемый конкрецией, чаще всего появляется на обломках железа. Он - побочный продукт ржавчины, взаимодействующей с морской водой и живыми организмами.

У нас есть этот грубый материал, который покрывает всё, и он может защищать обломки на протяжении веков, - отмечает Райт. - Но поскольку это карбонат кальция, он чувствителен к кислоте. Когда содержание кислоты увеличивается, всё это защитное покрытие, находящееся над культурными объектами, может исчезнуть.

Химические изменения также могут оказаться опасными для того, что всё ещё находится внутри корпуса судна. В затонувших военно-морских судах Второй Мировой войны всё ещё могут находиться снаряды, газы, огромное количество нефти.

Большинство этих судов сделаны из ржавеющего металла. Чем выше температура и чем больше кислоты выделяет окружающая среда, тем быстрее корабли проявят себя. Поэтому надо думать не только о потере культурного наследия, но и о том, что находится внутри кораблей.

Во многих случаях не реалистично извлечь потенциальные загрязнители из этих кораблей или поднять их с морского дня. Они могут быть военными могилами, хранящими останки солдат или же погружёнными на очень большую глубину.

Водолазы изучают обломки лайнера SS City Washington в Национальном морском заповеднике во Флориде. Фото atlasobscura.com
Водолазы изучают обломки лайнера SS City Washington в Национальном морском заповеднике во Флориде. Фото atlasobscura.com
Один способ контролировать все эти опасности - отслеживать их. Это может быть сложно, потому что археологи и рейнджеры не всегда могут также легко проверить морские памятники, как они делают это на суше, - отмечает Сара Айерс-Ригсби, директор юго-западного и юго-восточного филиалов Флоридской общественной археологической сети ( FPAN ) (проект, основанный отделом археологии и антропологии в университете западной Флориды и Флоридского Атлантического университета).

Эти достопримечательности находятся вне поля зрения всех, кто не ныряет. Но во Флориде много людей ныряют.

Туристы часто приезжают во Флориду, чтобы исследовать 12 подводных археологических заповедников, разбросанных по всему периметру штата, или девять затонувших судов, которые находятся в рифах и песке Национального морского заповедника Флорида-Кис.

Для отслеживания ситуации разработана программа "Следы кораблекрушения": дайверы смогут посетить затонувшие корабли на зарегистрированных госдепартаментом территориях, которые называются "музеями в море". Департамент выиграет от этого, если убедит дайверов записывать свои наблюдения, пока они плавают.

Прибегать к помощи граждан логично, потому что туристы-дайверы уже помогают исследовать морское дно. FPAN обучает спортивных дайверов морской археологии, а в начале этого лета скауты этой программы начали проводить мониторинг подводных участков.

Участники спускаются в водонепроницаемой майларовой форме для записи своих наблюдений. Они осматривают всё вокруг, чтобы найти доказательства воздействия климата: отложения или их исчезновение, а также другие изменения, такие как следы мародёрства и вандализма.

Пока FPAN получил десять форм и несколько неизученных мест. Чтобы дайверы могли проводить мониторинг, требуется финансирование.

Раньше между археологами, желающими сохранить прошлое, и дайверами, хотевшими его разграбить, случались стычки. Дайверы могут направить свой энтузиазм в двух направлениях: красть иллюминаторы с затонувших кораблей, чтобы украсить свой камин, или просто восхититься теми вещами, которые увидели под водой и подумать: "Я испытал удивительное погружения и хочу защитить его, я хочу быть частью его истории".

По материалам atlasobscura.com