Пресс-служба Евразийской экономической комиссии сообщила о завершении подготовки проекта совместной космической программы ЕАЭС, анонсированной еще в прошлом году. В случае успешной реализации она способна стать одним из ключевых связующих звеньев, объединяющих Союз на уровне промышленных и технологических цепочек.
Полное название документа, одобренного на 17-м заседании Консультативного комитета по промышленности ЕЭК, – «Интегрированная система государств-членов ЕАЭС по производству и предоставлению космических и геоинформационных услуг на основе национальных источников данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ)». Касается он сотрудничества по сканированию земной поверхности из космоса, интерес к которому постоянно растет. Кроме того, на услуги ДЗЗ существует коммерческий спрос, что позволяет рассчитывать на окупаемость проекта.
Спутниковыми группировками, способными осуществлять зондирование Земли, на сегодняшний день располагают три из пяти стран ЕАЭС – Россия, Казахстан и Белоруссия. При этом российская спутниковая группировка насчитывает 121 аппарат, казахская – 4, а белорусская – 2. Армения и Киргизия, не располагающие необходимыми научно-технологическими, промышленными и финансовыми возможностями, своих спутников не имеют. И без «космического» сотрудничества в рамках ЕАЭС шансов на запуск собственных спутников у них немного.
О возможностях, которые открываются перед странами ЕАЭС, свидетельствуют планы по развитию российской спутниковой группировки. 24 июля стало известно, что к 2019 г. «Роскосмос» планирует увеличить число спутников дистанционного зондирования Земли для нужд МЧС почти вдвое. «Современные системы спутникового мониторинга позволяют в автоматизированном режиме выявлять районы природных аномалий, – заявил в связи с этим министр по чрезвычайным ситуациям РФ Евгений Зиничев. – Уже к концу 2019 году планируем ввести семь центров приема и обработки информации. «Роскосмосом» планируется увеличить спутниковую группировку МЧС до 13 единиц». В настоящее время министерство получает данные с 8 отечественных и 10 зарубежных спутников, а после увеличения группировки их число возрастет до 23.
«Космическая» программа ЕАЭС будет реализована в три этапа. На первом из них планируется объединить спутниковые группировки союзных государств, что позволит расширить площадь «сканируемой» территории, увеличить периодичность обзора, оперативность передачи потребителям «космической» информации и, как результат, повысить конкурентоспособность объединенной группировки на мировом рынке космических услуг.
В ходе второго этапа запланированы создание единого информационного портала государств ЕАЭС, аккумулирующего результаты космической съемки, модернизация национальных комплексов приема и обработки данных, которые будут объединены в единую сеть, а также создание единого программного комплекса координации планирования съемки. В итоге возрастет качество услуг ДЗЗ.
На третьем этапе будет сформирована общесоюзная система сканирования Земли, основой которой станут космические аппараты среднего и высокого разрешения. Производство спутников будет совместно осуществляться союзными государствами в рамках промышленной кооперации, а их параметры будут соответствовать лучшим мировым образцам, а по некоторым характеристикам и превосходить их. По оценке департамента промышленной политики ЕЭК, кооперация в сфере космической промышленности позволить решить одну из ключевых проблем импортозамещения – наладить производство собственных электронных компонентов, долю которых в «евразийских» спутниках планируется довести до 70%. Надежды здесь возлагаются, по-видимому, на Белоруссию, которая в отличие от России сумела сохранить доставшуюся ей в наследство от СССР электронную промышленность.
Инициатором разработки совместной космической программы ЕАЭС выступила Россия, по праву унаследовавшая от СССР статус ведущей космической державы мира. Стремление Казахстана и Белоруссии, которым также досталась часть советского космического «наследства», развивать собственный космос создает ситуацию, в которой они начинают ориентироваться на зарубежные центры космических технологий и компетенций. Для Казахстана ключевым партнером в сфере освоения космоса помимо России уже стала Франция, а для Белоруссии – Китай. Импорт зарубежных космических технологий грозит тем, что ориентация Астаны и Минска на них станет доминирующей, что грозит «растаскиванием» этой отрасли по национальным «квартирам». Интеграция же в сфере космоса, напротив, способна создать еще одну технологическую, промышленную и сервисную цепочку, объединяющую ЕАЭС.
Программа «космической» интеграции стран ЕАЭС возникла отнюдь не на пустом месте. Ей предшествовало активное двухстороннее сотрудничество России в области космических технологий с Белоруссией и Казахстаном. Российско-белорусское сотрудничество началось еще в нулевые годы, когда белорусскими учеными был спроектирован, а российской промышленностью произведен спутник «БелКА». Однако его пуск с помощью ракеты «Днепр» в 2006 г. оказался неудачным, в связи с чем спутник пришлось делать заново. В 2012 г. второй пуск «БеЛКи» с помощью ракетоносителя «Союз» оказался удачным, и он занял свое место на орбите в противофазе с российский аналогом – спутником «Канопус-В», образовав, таким образом, совместную спутниковую группировку. Спутники делают снимки для обеих стран, а эффективность их работы в 1,5-2 раза выше аналогичных космических аппаратов.
С Казахстаном, на территории которого после распада СССР остался «Байконур», Россия активно работает по созданию стартового комплекса «Байтерек». В июле 2012 г. Россия приступила к строительству космодрома «Восточный», что вызвало тревогу со стороны Астаны, опасавшейся ее возможного ухода с Байконура. В ответ Казахстан выступил с предложением передать ему город Байконур и стартовые площадки для запуска ракетоносителей «Зенит», производимых днепропетровским «Южмашем». С помощью украинских ракет Казахстан стремился обеспечить себе возможность независимой от РФ эксплуатации космодрома. Но майдан 2014 г. сделали реализацию проекта «Байтерек» на базе «Зенитов» невозможным. Большая часть комплектующих для «Зенитов» производилась в России, и заменить их Украине было нечем. Единственным вариантом в этой ситуации стало использование российских ракет.
В октябре 2014 г. глава Казкосмоса Талгат Мусабаев в интервью «Ритму Евразии» заявил, что реализовать проект «Байтерек» на базе «Зенитов» невозможно. В июле 2015 г. он сообщил, что комплекс будет создаваться на базе российской ракеты «Ангара», которая работает на кислороде. Впоследствии в качестве ракетоносителя для «Байтерека» был определен «Союз-5», способный поднять в космос до 17 тонн полезной нагрузки и получивший в Казахстане название «Сункар». Строительство «Байтерека» запланировано на 2022 г.
30 мая стало известно, что передача площадок «Зенитов» Казахстану, стартовавшая 1 марта, может продлиться от трех до шести месяцев и завершиться лишь к концу 2018 г. Всего ему передаются три объекта: стартовый комплекс на площадке № 45 с двумя пусковыми установками, одна из которых разрушена неудачным стартом, технический комплекс на площадке № 42, а также измерительный пункт на площадке № 44. После передачи стартовых площадок и оборудования они будут находиться в совместной эксплуатации России и Казахстана, поскольку собственных специалистов у Астаны нет.
К совместной программе создания системы дистанционного зондирования земли «Байтерек» не относится. Но в будущем такие проекты также могли бы стать частью перспективных планов развития космической промышленности Союза, пока ограниченных в основном Россией и Белоруссией. Создание совместных производств в одной из самых передовых с научно-технической точки зрения отраслей экономики будет скреплять государства ЕАЭС гораздо сильнее, чем взаимные поставки товаров, услуг и рабочей силы.
Не меньшее значение имеет и совместная подготовка «космических» кадров, которая в настоящее время может вестись почти исключительно в российских вузах. Для Армении и Киргизии участие в «евразийских» космических программах вообще является едва ли не единственным шансом присоединиться к освоению космического пространства, а в перспективе – и претендовать на размещение у себя передовых предприятий аэрокосмической промышленности.
Судя по всему, совместная программа ЕАЭС по дистанционному зондированию Земли является лишь первым шагом, за которым последуют другие «евразийские» программы развития космических производств и освоения космоса.